1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 14295

Хозяйственное партнерство — новая форма юридического лица

С 1 июля 2012 г. вступает в действие Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», который вводит в систему российского гражданского законодательства новую организационно-правовую форму юридических лиц. Хозяйственное партнерство сочетает элементы ООО и товарищества, однако имеет и кардинальные отличия. Об особенностях нового гражданско-правового института и пойдет речь в сегодняшнем выпуске.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, деятельностью которой управляют участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

обратите внимание

По своей правовой природе хозяйственные партнерства представляют собой новый для российского законодательства вид юридического лица, сочетающий признаки общества с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ. Партнерства предлагается использовать, в первую очередь, для реализации венчурных и инновационных бизнес-проектов.

Виды деятельности, которыми может заниматься хозяйственное партнерство, Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ (далее — Закон) инновационной сферой не ограничиваются. Законом установлена общая правоспособность таких юридических лиц за некоторыми исключениями.

Так, хозяйственное партнерство:

  • не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;
  • не вправе размещать рекламу своей деятельности (на наш взгляд, это является существенным ограничением, так как отсутствие возможности привлечения рекламы может создать сложности для деятельности любой коммерческой организации).

Как любое другое юридическое лицо, партнерство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации юрлиц). При этом создание партнерства возможно только путем учреждения. Создавать его путем реорганизации существующего юридического лица запрещено.

Учредительные документы

Единственным учредительным документом партнерства является устав, который должен содержать следующие сведения:

1) полное фирменное наименование партнерства;

2) цели и виды деятельности;

3) место нахождения;

4) размер и состав складочного капитала;

5) порядок хранения документов, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

6) наличие (отсутствие) соглашения об управлении партнерством и об участии (неучастии) в соглашении самого партнерства;

7) порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа, порядок его деятельности и принятия решений.

Законом установлено единогласное принятие решения о внесении изменений в устав партнерства его участниками. Такие изменения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о госрегистрации юрлиц, и приобретают силу для третьих лиц с момента регистрации.

Еще один ключевой документ — соглашение об управлении партнерством, заключаемое при создании данного юридического лица и регулирующее права и обязанности участников (помимо предусмотренных Законом), лиц, не являющихся участниками партнерства, а также порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей.

По смыслу положений Закона об учреждении партнерства соглашение об управлении является обязательным документом, решение по вопросу заключения которого должно приниматься при учреждении партнерства. Между тем, в числе сведений, которые должны содержаться в уставе партнерства, предусмотрена информация о наличии или отсутствии в партнерстве соглашения об управлении (подп. 6 п. 2 ст. 9 Закона). Исходя из указанной нормы, можно предположить возможность существования партнерства без заключенного участниками соглашения об управлении.

Одновременно в подп. 5 п. 2 той же статьи указано, что в составе сведений, обязательных к отражению в уставе, относятся: порядок хранения документов, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении. Таким образом, усматривается коллизия норм в части регулирования вопроса об обязательности заключения соглашения об управлении партнерством.

Сторонами соглашения должны выступать все участники партнерства. Кроме того, таковыми могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства.

обратите внимание

Впервые лица, не являющиеся участниками юридического лица, получают законодательно закрепленное право принимать участие в определении порядка управления им, что, несомненно, повысит инвестиционную привлекательность данной организационно-правовой формы.

Участником соглашения об управлении может являться само партнерство, если это предусмотрено уставом. Такое положение, когда партнерство, по сути, становится участником договора с самим собой, может вызвать, на наш взгляд, многочисленные вопросы в процессе его применения на практике.

Изменение условий соглашения, за исключением случаев, предусмотренных Законом, возможно только по общему согласию сторон, а если оно не достигнуто — по решению суда. В отличие от закрепленного в Законе общего принципа голосования по вопросам, связанным с изменением условий соглашения, в том числе при приеме в партнерство новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале и условий соглашения, определяющих права участника в управлении партнерством.

Предмет соглашения об управлении партнерством определен в Законе достаточно широко. В частности, соглашение может содержать любые не противоречащие Закону и другим законодательным актам РФ условия по вопросам управления, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с Законом такие положения должны содержаться в уставе.

Соглашение заключается в письменной форме и в отличие от устава не подлежит госрегистрации; сведения о нем и его положениях не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Законом предусмотрена обязательность нотариального удостоверения соглашения об управлении, а также любых вносимых в него изменений. При этом внесенные поправки вступают в силу для участников соглашения и третьих лиц с момента такого удостоверения.

Как указывалось, Закон установил особый порядок хранения соглашения — у нотариуса по месту нахождения партнерства, сведения о котором должны в обязательном порядке отражаться в уставе и предоставляться для ознакомления кредиторам и иным лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, при условии письменного согласия единоличного исполнительного органа. При этом подпись единоличного исполнительного органа на согласии должна быть засвидетельствована нотариусом; в противном случае оно считается недействительным.

обратите внимание

Соглашение не является публичным документом, в отличие от устава, ознакомиться с которым, по сути, может любое заинтересованное лицо, обратившееся с соответствующим запросом в регистрирующий орган.

Круг лиц, имеющих право ознакомиться с соглашением об управлении, ограничен. К ним относятся кредиторы и лица, которые вступают с партнерством в гражданско-правовые отношения. Получение доступа к ознакомлению обусловлено процедурой получения предварительного согласия единоличного исполнительного органа. Представляется, что указанные меры направлены на ограничение доступа сторонних лиц к основному, по сути, документу партнерства, детально регулирующему вопросы его функционирования и управления.

Участники

Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Общее число участников не должно быть более 50. В случае превышения указанного предела партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество.

В отличие от хозяйственных обществ партнерство не может быть учреждено одним лицом, равно как и состоять из единственного участника. Если число участников партнерства уменьшится до одного, оно должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано.

Как и в хозяйственных обществах, участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах сумм внесенных вкладов. Думается, что ограниченная ответственность участников по обязательствам партнерства сделает такой вид юридических лиц привлекательным инвестиционным инструментом.

Партнерство, в свою очередь, также не отвечает по обязательствам участников. При этом согласно Закону договоры партнерства с кредиторами — субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед ними при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства.

Также законодательно закреплена возможность полного или частичного исполнения обязательства партнерства перед его кредиторами от имени партнерства одним, несколькими или всеми участниками в случае, если в связи с отсутствием или недостаточностью у партнерства имущества для удовлетворения обязательств потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, введен особый способ защиты исключительных прав партнерства на принадлежащие ему результаты интеллектуальной деятельности.

При этом участники, исполнившие обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к нему в размере удовлетворенного требования.

Характер прав участников партнерства напоминает права участников ООО. Так, участники партнерства вправе:

  • участвовать в управлении его деятельностью;
  • получать информацию о деятельности партнерства, знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;
  • продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли в складочном капитале (если иное не установлено соглашением об управлении) партнерству, одному или нескольким участникам либо другому лицу;
  • получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость в порядке, установленном Законом и соглашением об управлении;
  • выйти из партнерства, заявив об отказе от участия, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении, либо потребовать приобретения партнерством, его участниками или иными лицами принадлежащей им доли в складочном капитале в случаях, предусмотренных соглашением об управлении.

Участники партнерства обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

Между тем, Законом предусмотрена возможность непропорционального распределения прав и обязанностей участников, при условии закрепления этого в соглашении об управлении.

Управление деятельностью партнерства, как и в ООО, осуществляется пропорционально принадлежащим участникам долям в складочном капитале, если иное не установлено в Законе и (или) соглашении об управлении. Устранение всех участников от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается.

Складочный капитал

Складочный капитал партнерства формируется за счет вкладов участников.

В отличие от хозяйственных обществ, минимальный размер складочного капитала партнерства не установлен.

обратите внимание

Одной из ключевых особенностей партнерства как специфической организационно-правовой формы юридических лиц, созданной, в первую очередь, для реализации инновационных проектов, является возможность поэтапного формирования складочного капитала.

При этом Закон установил жесткие условия материальной ответственности участников партнерства за неисполнение обязанности по первоначальному внесению вклада. Так, если иное не предусмотрено соглашением об управлении, при неисполнении участником партнерства обязанности по первоначальному внесению вклада (части вклада) (при условии предусмотренного в соглашении последовательного внесения), участник обязан уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности исходя из действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ, а также неустойку в размере 10% годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки.

В отношении нарушения участником обязанности по последующему внесению части вклада в складочный капитал (если соглашением об управлении предусмотрено последовательное внесение вклада) установлены иные последствия. В этом случае часть доли участника, соответствующая невнесенной части вклада, переходит к другим участникам пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению соответствующего вклада.

обратите внимание

Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению вклада (части вклада) может являться основанием для исключения участника из партнерства.

Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. В качестве вклада не могут рассматриваться ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков.

Если иное не предусмотрено соглашением, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада, утверждается единогласным решением всех участников партнерства.

Таким образом, Законом при формировании складочного капитала хозяйственного партнерства не предусмотрено обязательное привлечение независимого оценщика. Для сравнения: в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой неденежными средствами, превышает 20 000 руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не предусмотрено законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную оценщиком.

При недостижении согласия по вопросу денежной оценки имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада, или об утверждении оценщика вклад вносится в денежной форме.

Соглашением об управлении также могут быть установлены виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в складочный капитал.

Партнерство должно вести реестр участников с указанием сведений о каждом из них, размере его доли и внесении вклада, а также о размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения им.

Сведения о составе участников партнерства вносятся в ЕГРЮЛ в соответствии с Законом о госрегистрации юрлиц. При этом сведения о принадлежащих участникам долях, в том числе их размере и стоимости, в ЕГРЮЛ не включаются.

Смена участников

Новые участники принимаются в партнерство по единогласному решению всех участников.

Выбытие участника возможно в результате:

  • выхода из партнерства, при условии, что такая возможность предусмотрена соглашением об управлении (а не уставом, как предусмотрено в отношении ООО). При этом выход участников, в результате которого в партнерстве не остается ни одного участника, не допускается;
  • исключения из партнерства;
  • передачи доли в складочном капитале путем ее продажи или отчуждения иным образом другому участнику, партнерству либо третьему лицу;
  • иных предусмотренных Законом случаях.

Выход участника из партнерства не освобождает его от обязанности перед партнерством по внесению вклада в складочный капитал, возникшей до подачи заявления о выходе.

Если иное не предусмотрено соглашением:

  • участник партнерства вправе передать свою долю в складочном капитале путем ее продажи или отчуждения иным образом другому участнику, партнерству либо третьему лицу;
  • при передаче доли иному лицу к нему переходят полностью или в соответствующей части права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, в том числе права и обязанности, приобретенные данным участником в соответствии с соглашением об управлении партнерством, условия которого принимаются приобретателем доли путем присоединения к соглашению об управлении партнерством в целом;
  • участники партнерства пользуются преимущественным правом покупки доли участника по цене предложения третьему лицу или по отличной от указанной и заранее определенной соглашением об управлении цене пропорционально размерам своих долей в складочном капитале;
  • партнерство пользуется преимущественным правом покупки доли участника по цене предложения третьему лицу или по заранее определенной соглашением об управлении цене, если другие участники не использовали свое преимущественное право.

Соглашением также может быть предусмотрена возможность участников или партнерства воспользоваться преимущественным правом покупки не всей предлагаемой для продажи доли в складочном капитале. Оставшаяся доля может быть продана третьему лицу после реализации указанного права партнерством или его участниками по цене и на условиях, указанных в соглашении.

При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки (если такое право установлено соглашением об управлении) любой участник (участники) либо партнерство в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о данном нарушении, вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

Сделка по отчуждению доли, в том числе предусматривающая обязательство совершить такую сделку при возникновении определенных обстоятельств или исполнении другой стороной встречного обязательства, должна быть заверена нотариусом. Несоблюдение нотариальной формы влечет недействительность такой сделки.

Партнерство не позднее следующего рабочего дня после совершения сделки должно быть письменно уведомлено о совершении сделки по отчуждению доли в складочном капитале с представлением доказательств ее совершения.

Приобретатель доли осуществляет права и исполняет обязанности участника партнерства с момента уведомления.

Таким образом, момент перехода права собственности на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства аналогичен положению, действовавшему до 1 июля 2009 г. в отношении ООО, согласно которому приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществлял права и нес обязанности участника с момента уведомления общества об уступке доли, а не с момента нотариального удостоверения сделки об отчуждении доли (части доли), как предусмотрено в действующей редакции Закона об ООО.

Полномочие лица, отчуждающего долю в складочном капитале партнерства, на распоряжение ею подтверждается нотариально удостоверенным соглашением об управлении, а также выписками из ЕГРЮЛ и реестра участников, содержащих сведения о принадлежности лицу доли и ее размере.

Исполнительный орган

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и ее прекращения определяются, согласно Закону, соглашением об управлении партнерством.

Единственным органом управления, обязательное формирование которого предусмотрено в Законе, является единоличный исполнительный орган, избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, определяемые уставом. Функционирование партнерства без избранного в установленном порядке единоличного исполнительного органа не допускается.

Единоличным исполнительным органом партнерства может быть только физическое лицо, при этом он может быть избран только из числа участников. Возникает вопрос: каким образом возможно избрание единоличного исполнительного органа в партнерстве, состоящем исключительно из юридических лиц? Возможность существования такого партнерства предусмотрена положениями Закона об участниках партнерства, согласно которым таковыми могут являться граждане и (или) юридические лица.

Компетенция единоличного исполнительного органа партнерства схожа с установленной для хозяйственных обществ. При этом единоличный исполнительный орган партнерства несет ответственность за убытки, причиненные партнерству, участнику или третьим лицам в связи с предоставлением им по своей вине недостоверных или неполных сведений о содержании соглашения об управлении, в том числе касающихся пределов и объема собственных полномочий или полномочий иных органов партнерства.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа и принятия им решений устанавливаются уставом, а также договором между партнерством и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. Соглашение об управлении может предусматривать необходимость дополнительного одобрения решений единоличного исполнительного органа и порядок этой процедуры.