Рынок российского ИТ-аутсорсинга: тенденции и перспективы

| статьи | печать

Как и предсказывали год назад компании Gartner и IDC, рынок аутсорсинговых услуг в сфере информационных технологий (ИТ) растет. За пять лет темпы его роста составляют в среднем 58%, и 72 % компаний — потребителей ИТ-услуг делают выбор в пользу аутсорсинга. По данным экспертов, примерно 70 %компаний передавали хотя бы одну функцию на атсорсинг (Gartner, 2004 г.).

Определение аутсорсинга

Компания Gartner понимает под ИТ-аутсорсингом долгосрочный контракт на предоставление услуг с определенным уровнем качества, который подразумевает передачу в управление ИТ-функции стороннему поставщику. В рамках контракта по аутсорсингу возможна передача людей либо активов (программное обеспечение и оборудование) в управление сторонней организации. Услуги по аутсорсингу могут предоставляться как на стороне клиента, так и на стороне поставщика услуг.

Определение компании IDC отличается, но не принципиально: аутсорсинг — это договор организации с третьей стороной с целью управления и улучшения внутренних операций всей или части ИТ-инфраструктуры, ИТ-функций, бизнес-процессов или бизнес-решений. Аутсорсинг включает фиксированные условия и контрактные соглашения, которые могут затрагивать имущество или людей.

К аутсорсингу можно отнести и разработку информационных систем по заказу одной компании другой, и внедрение ее в эксплуатацию, и передачу всей ИТ-инфраструктуры в обслуживание специализированной сторонней компании.

Структура

По данным IDC (2004 г.), общий объем ИТ-рынка оценивается почти в 1,5 млрд долларов, а услуги аутсорсинга составляют 13,5% (рис.1). Среднегодовой темп роста рынка составит 41%,совокупные затраты на ИТ-аутсорсинг — 807 млрд долларов (рис. 2).

Исследование, проведенное компанией IBS совместно с E-xecutive в 2005 года, дают более скромную оценку— темп роста не более 30%,но его объем оценивается выше (рис. 3).

Причина различия заключается в том, что часть рынка не видна, так как крупные компании часто создают зависимые структуры для оказания ИТ-услуг, что по сущности является аутсорсингом. Эта «закрытая» часть составляет 40—45%, но она будет уменьшаться, что создаст дополнительные возможности для оказания услуга утсорсинга коммерческими ИТ-компаниями.

Мотивы и барьеры

Первичным стимулом к развитию аутсорсинга было желание компаний сократить издержки на поддержание ИТ-инфраструктуры.

Развитие технологий и конкурентная среда требуют от бизнеса постоянного совершенствования ИТ-инфраструктуры, растут и требования к защищенности систем.

Передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг в специализированные компании позволяет сократить непрофильные расходы, одновременно качественно повысив уровень производительности и надежности ИТ-систем.

Однако, как показывают результат исследований, мотивы выбора ИТ-аутсорсинга со временем меняются (рис. 4 и 5).Изменились и причины, останавливающие компании от приобретения услуг ИТ-аутсорсинга. (рис. 6)

Результаты исследований еще раз подтверждают, что далеко не все компании умеют правильно отражать в учете затраты на аутсорсинг, чтобы достигнуть прозрачности и экономичности.

Рыночная ситуация

Тем не менее, как свидетельствуют материалы исследования E-xecutive, 2005г., к услугам внешних поставщиков на данный момент прибегает 61% опрошенных компаний. Наиболее часто на аутсорсинг передаются функции административно-хозяйственных служб и ИТ— по 60% из числа использующих аутсорсинг. Появились на российском рынке и первые примеры контрактов комплексного ИТ-аутсорсинга (РОСНО, БАТ Россия, Аэрофлот, РКС).

Многие компании готовы отдать на аутсорсинг поддержку пользователей и веб-ресурсов, компьютерный парк и администрирование ИТ-систем, корпоративных сетей, а также бизнес-приложений. Некоторые компании заинтересованы в том, чтобы разместить свои базы данных на площадях специализированных центров или передать в аутсорсинг разработку и осуществление политики ИТ-безопасности.

Компании реального сектора экономики стали лучше разбираться в том, что происходит на рынке ИТ-аутсорсинга. Только чуть менее 5% опрошенных не хотели бы передавать на аутсорсинг функции ИТ отделов.

Растет интерес к аутсорсингу и со стороны государства. Только за прошлый год органами государственного управления были проведены десятки тендеров на традиционные виды аутсорсинга, такие, как техническая поддержка и сопровождение ИТ-инфраструктуры.

Со стороны поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга картина тоже меняется. Активизировались западные компании (IBM, HP), стала более заметной деятельность отечественных системных интеграторов, в том числе и региональных компаний.

Если ведущие системные интеграторы ориентируются на крупный бизнес и государственный заказ, то обслуживание информационных технологий и инфраструктур среднего и малого бизнеса вполне по силам небольшим региональным ИТ-компаниям. Сегодня некоторые заказы по оказанию услуг аутсорсинга в государственном секторе выполняют коммерческие ИТ-компании или собственные ИТ-подразделения. Однако, по мнению некоторых экспертов, для этих целей возможна организация государственных специализированных центров ИТ-аутсорсинга.

Примеры

Компания IBS концентрирует свои усилия на создание Центра аутсорсинга DATAFORT. В его развитие планируется инвестировать в 2005 году 5—6 млн долларов.

Центр аутсорсинга DATAFORT оказывает услуги и на площадке заказчика и на своей.

Все услуги сформулированы в виде информационно-технологических и бизнес-решений, что повышает конкурентоспособность заказчиков и отвечает их задачам развития бизнеса.

IBS располагает сетью из более чем 170 региональных Авторизованных сервисных центров в 88 субъектах РФ. Всего — более 300 партнеров по РФ. Большое внимание IBS уделяет сертификации знаний своих специалистов у ведущих мировых вендеров: НР, Cisco, IBM, Microsoft, Oracle, SAP и др.

Специалистами ЦА DATAFORT успешно выполнен ряд проектов. Среди них, например, в компании Росгосстрах взяты на аутсорсинг основные компоненты корпоративной информационной системы с организацией защищенного (выделенного) сегмента локальной сети.

Компания Мегафон доверила размещение и поддержку работы web-систем в круглосуточном режиме и создание отказоустойчивого решения, доступ к СУБД Oracle на правах аренды.

Не первый год развивается направление аутсорсинга ИТ-услуг и программных продуктов в холдинге ЛАНИТ. Уже накоплен серьезный опыт оказания подобного рода услуг. Например, ОАО «Российские коммунальные системы» передало на информационно-технологическое обслуживание компьютерное, телекоммуникационное, сетевое оборудование и программное обеспечение офисного здания, и в перспективе предполагается сотрудничество в регионах.

Проект интересен тем, что он предъявляет требования оссуществлять не только поддержку из Москвы, но и присутствия специалистов в регионах. ЛАНИТ готов выполнить заказ в масштабах всей страны.

Специалисты ЛАНИТ решают такие задачи, как:

  • оптимизации затрат на приобретение сложных решений и содержание ИТ-инфраструктуры компаний;
  • организации эффективного и надежного функционирования информационной системы;
  • развития и модернизация информационной системы, в том числе с использованием перспективных технологий (коммуникационных, Internet/Intranet и др.)

Достаточно разнообразен портфель услуг группы компаний АйТи. Сегодня он составляет 10-12% от общего оборота, но имеет тенденцию роста и включает в себя как традиционные, так и достаточно инновационные для России услуги. В частности, это — разработка программного обеспечения, аутсорсинг обучения персонала, а также аутсорсингу технической поддержки и сопровождения информационных систем и ИТ-инфраструктуры.

Особо следует отметить аутсорсинг проектных команд. Развитие любой компании, помимо всего прочего, предполагает расширение ИТ-инфраструктуры, внедрение новых ИТ-решений, их тиражирование на региональные подразделения и прочие проекты. А это требует увеличения ресурсов. Очевидно, что у компании появляется потребность в партнерах, которые могут предоставить специалистов, обучить их управлять процессом, а потом, постепенно выводить его из проекта. Именно такую услугу и предлагает компания АйТи.

Так, по аутсорсингу проектных команд компания принимает участие в нескольких проектах тиражирования ERP-систем для крупнейших отечественных холдингов. Заключен контракт с одним из российских банков. В частности, переданы в аутсорсинг работы по обслуживанию аппаратной и программной составляющих КСПД в центральном и региональных отделениях банка.

Пожалуй, самый масштабный отечественный опыт проектов на основе стандартов ITIL/ITSM, имеет компания КРОК. Она осуществляет администрирование ИТ-сервисов более чем в 3900 офисах организаций по всей стране.

Так, например, в Судебном департамент при Верховном Суде РФ был разработан ряд комплексных информационных систем, автоматизирующих судебное делопроизводство. С 2003 г. КРОК осуществляет аутсорсинг первой и второй линии технической поддержки в компании «Ренессанс Капитал», на чьей территории постоянно находятся три специалиста КРОКА компания «БМВ Русланд Трейдинг», например, передала в аутсорсинг КРОК техническую поддержку программного комплекса у 14 региональных дилеров.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что интерес к ИТ-аутсорсингу растет, расширяется спектр предложений, становятся более гибкими условия сервисных контрактов, заметно повышается спрос на автоматизированные услуги и управление процессами. Можно даже прогнозировать появление новых, специализирующихся только на аутсорсинге ИТ-компаний.