Новости («Новая бухгалтерия», № 11, 2011 г.)

| статьи | печать

НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Приказ ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

С 4 октября 2011 г. применяются новые формы и форматы документов, используемых при постановке и снятии с учета в налоговых органах, а также порядок направления свидетельства о постановке на учет и уведомления о постановке/снятии с учета в электронном виде.

Появление новых форм вызвано усиленным переходом ФНС России на электронный документооборот. В частности, появилась форма запроса о направлении свидетельства о постановке на учет и (или) уведомления о постановке на учет (о снятии с учета) в электронном виде (№ 3­Учет).

Установлено, что свидетельства и уведомления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи направляются в форматах PDF.

Остальные формы документов, используемых при постановке на учет (свидетельства о постановке на учет организации и физического лица, уведомления о постановке и снятии с учета, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений), существенных изменений не претерпели.

Приказ ФНС России от 01.12.2006 № САЭ­3­09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» признан утратившим силу.

Приказ ФНС России от 21.07.2011 № ММВ-7-2/457@

«О внесении изменений в Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@»

С 9 октября 2011 г. Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ­3­06/892@ (далее — Требования), действуют в новой редакции, утвержденной комментируемым приказом.

Так, утратил силу п. 1.15 Требований. Напомним, что согласно этому пункту все экземпляры акта выездной налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства, признавались документами для служебного пользования. На этом основании налоговики отказывали налогоплательщикам в выдаче таких документов. Между тем с сентября 2010 г. действует п. 3.1 ст. 100 НК РФ, которым предусмотрена обязанность прилагать к акту перечисленные документы.

Решением ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС­16558/10 данный пункт Требований признан недействующим как противоречащий Налоговому кодексу РФ. Именно это обстоятельство и побудило налоговиков внести изменения в Требования.

Кроме того, изменена редакция п. 1.13 Требований. Теперь в нем сказано, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные нарушения, а также ведомости, таблицы и иные материалы, поименованные в подп. «г» п. 1.8.2 Требований.


Письмо Минфина России от 07.10.2011 № 03-11-11/254

Разъяснения, приведенные в комментируемом письме, актуальны для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Из письма следует, что налогоплательщик, который до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя приобрел объект основных средств (нежилое помещение), не может учесть связанные с этим приобретением расходы при применении УСН.


Письмо Минфина России  от 05.10.2011 № 03-04-05/4-707

В пункте 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Из комментируемого письма следует, что налогоплательщик совершил две сделки по договорам уступки прав требования. По первоначальной сделке были приобретены права требования по договору займа, а по последующей сделке эти права уступлены другому физлицу. Но учесть расходы, возникшие по первоначальной сделке, при определении налоговой базы по последующей сделке налогоплательщик не может, поскольку такая возможность не предусмотрена в ст. 218—220 НК РФ. То есть в налоговую базу следует включать всю сумму, поступившую по договору последующей уступки прав требования.


Письмо Минфина России от 05.10.2011 № 03-07-14/97

Финансисты разъяснили, какую информацию нужно включать в реестр таможенных деклараций, представляемый в налоговые органы в целях документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС по экспортным операциям.

Названный реестр должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения указанной ставки по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерное применение нулевой ставки налога.

Письмо ФНС России от 05.10.2011 № ЕД-4-3/16368

Из рассматриваемого письма следует, что у компании не будет проблем при проведении налоговой проверки, если она вела бухгалтерский и налоговый учет на основании первичных документов, составленных в электронном виде.

Чтобы у организации не возникло проблем с использованием электронных документов, при ведении бухгалтерского и налогового учета налоговые органы советуют соблюдать определенные требования. Во­первых, первичка должна быть составлена по формам, предусмотренным альбомами унифицированных форм первичной учетной документации, или содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129­ФЗ. Во­вторых, компания обязана безукоризненно выполнять требования к электронной цифровой подписи, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 № 1­ФЗ.

Если все условия соблюдены, документы, составленные на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЭЦП, считаются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу).


Письмо Минфина России от 04.10.2011 № 03-05-06-03/79

В соответствии с п. 1 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

С учетом изложенных норм Кодекса и Федерального закона от 21.07.97 № 122­ФЗ в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то и плательщиком госпошлины за регистрацию данного договора аренды является обращающаяся сторона. Если с заявлением о регистрации договора аренды обращаются обе стороны, госпошлина уплачивается в соответствии с п. 2 ст. 333.18 НК РФ.


Письмо Минфина России от 29.09.2011 № 03-05-05-03/31

Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества не уплачивается. Основание — подп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Таким образом, в случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в связи с переходом права на это недвижимое имущество к новому правообладателю (независимо от вида вещного права) плательщиком госпошлины за регистрацию возникновения права является новый правообладатель. В этом случае бывший правообладатель не уплачивает госпошлину за регистрацию прекращения права хозяйственного ведения.


Письмо Минфина России от 29.09.2011 № 03-05-05-01/79

Решение суда о признании законным отказа в государственной регистрации права организации на объект недвижимости в связи с недействительностью (ничтожностью) сделки по приватизации является основанием для списания в отчетном периоде, в котором принято указанное решение, объекта недвижимого имущества из состава основных средств. Следовательно, в том же периоде прекращается обязанность по уплате налога на имущество организаций.


Письмо Минфина России от 23.09.2011 № 03-03-06/2/146

В пункте 1 ст. 258 НК РФ указано, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

В том случае, когда основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, по мнению Минфина, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства на стоимость проведенной модернизации.

Стоимость произведенной модернизации будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.


Письмо Минфина России от 21.09.2011 № 03-07-11/248

Право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету, на основании первичных учетных документов и при наличии счетов­фактур, в том числе оформленных в иностранной валюте. Поэтому суммы НДС, указанные в счетах­фактурах в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу, действующему на дату принятия на учет товаров (работ, услуг).

Что касается корректировки сумм налоговых вычетов при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), а также суммовой разницы, возникающей у покупателя, п. 20 ст. 2 Федерального закона от 19.08.2011 № 245­ФЗ, вступившим в силу с 1 октября 2011 г., в п. 1 ст. 172 НК РФ внесены дополнения, согласно которым при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Суммовые разницы в части налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ) или в составе внереализационных расходов ст. 265 НК РФ (подробнее об этом на с. 30).


Письмо Минфина России от 21.09.2011 № 03-03-06/1/581

При выполнении работ с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, определенных в смете. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления — в соответствии со ст. 272 НК РФ.


Письмо Минфина России от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579

Просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.

Налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом.


Письмо Минфина России от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580

Для того чтобы доходы от деятельности медицинской организации облагались налогом на прибыль по ставке 0%, необходимо выполнить ряд условий, прописанных в п. 3 ст. 284.1 НК РФ. Так, доход от медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР за налоговый период должен составлять не менее 90%. Минфин России отмечает, что при определении процентного соотношения доходов, дающих право на нулевую ставку налога, нужно учитывать только доходы от медицинской деятельности, входящей в Перечень видов медицинской деятельности, а также доходы от НИОКР в общем объеме доходов компании. Указанные доходы учитываются без НДС. Обратите внимание: на сегодняшний день названный перечень так и не утвержден Правительством РФ.

Кроме того, финансисты разъяснили вопрос соблюдения условия о численности работников, а также численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста. Специалисты финансового ведомства отметили, что данное условие должно выполняться непрерывно в течение налогового периода по состоянию на любую дату. Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников.


Письмо Минфина России от 21.09.2011 № 03-03-07/33

Потерю посадочного талона на самолет можно подтвердить справкой от авиаперевозчика или его представителя, считают в финансовом ведомстве.

Специалисты Минфина России неоднократно рассматривали вопрос, как подтвердить расходы на перелет работника, когда проездные документы оформлены электронными пассажирскими билетами (письма от 07.06.2011 № 03­03­07/20, от 01.02.2011 № 03­03­07/1, от 13.12.2010 № 03­03­06/4/123, от 26.10.2010 № 03­03­07/35, от 16.08.2010 № 03­03­07/27 и от 27.07.2010 № 03­03­07/25). По их мнению, в такой ситуации оправдательными документами будут служить маршрут/квитанция электронного авиабилета на бумажном носителе с указанием стоимости перелета и посадочный талон, подтверждающий факт перелета работника по обозначенному в электронном билете маршруту.

Как быть, если работник потерял посадочный талон? Ответ на этот вопрос содержится в рассматриваемом письме. Минфин России считает, что у компании не будет проблем с документальным подтверждением командировочных расходов, если она вместо посадочного талона будет иметь на руках справку, выданную авиаперевозчиком или его представителем. В ней должна содержаться информация о том, что перелет по указанному в электронном билете маршруту был совершен.

Письмо ФНС России от 16.09.2011 № ЕД-4-3/15169

Налоговики высказали позицию в отношении обложения НДС по ставке 0% реализации услуг по договорам транспортной экспедиции при международных перевозках.

С этого года п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен нормой (подп. 2.1), согласно которой услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по ставке 0%. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 27.11.2010 № 309­ФЗ, а в дальнейшем откорректированы Федеральным законом от 19.07.2011 № 245­ФЗ.

В числе услуг, по которым можно применять нулевую ставку НДС, значатся транспортно­экспедиционные услуги, оказываемые по договорам транспортной экспедиции при организации международной перевозки. По мнению налоговиков, нулевую ставку налога в рассматриваемой ситуации можно использовать при одновременном выполнении следующих условий:

— договор отвечает требованиям Гражданского кодекса и Федерального закона от 30.06.2003 № 87­ФЗ «О транспортно­экспедиционной деятельности»;

— услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

Тем не менее подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит перечня услуг, которые можно отнести к транспортно­экспедиционным. Проверяющие рекомендуют воспользоваться классификацией транспортно­экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298—2004 «Услуги транспортно­экспедиционные», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148­ст.

Письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315

Специалисты Минфина России разъяснили, что заявление о зачете переплаты нужно подать не позднее чем за десять рабочих дней до наступления срока уплаты налога.

Как известно, налогоплательщики имеют право подать в инспекцию заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Нужно учитывать, что налоговики могут принять решение о зачете в течение десяти дней с даты получения такого заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). Сроки выполнения инспекторами конкретных должностных обязанностей установлены Налоговым кодексом в рабочих днях, поскольку такие обязанности выполняются в рабочее время.

Если налогоплательщик подаст заявление позднее чем за десять рабочих дней до наступления срока уплаты налога, инспекция вправе зачесть переплату уже после того, как возникнет недоимка. А это повлечет начисление пеней за период с даты, следующей за установленным законодательством днем уплаты налога, до момента принятия инспекцией решения о зачете. Поэтому, реализуя свое право на зачет переплаты в счет предстоящей уплаты налогов, компания должна представить в инспекцию соответствующее заявление в такие сроки, чтобы не допустить возникновения недоимки. По мнению финансового ведомства, конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого должен быть сделан зачет, в заявлении можно не указывать.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Письмо Минфина России от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343

Более чем неожиданные разъяснения дал Минфин России по вопросу назначения штрафа за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

В письме затронут вопрос о целесообразности использования практики применения п. 1 ст. 122 НК РФ в отношении взносов во внебюджетные фонды. Напомним, что этой нормой Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора). И хотя в названии данной статьи упоминается сбор, распространять ее действие на правоотношения в сфере уплаты страховых взносов нельзя. Ответственность за их неуплату определена ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212­ФЗ. Однако, по мнению финансистов, указанной нормой закона целесообразно руководствоваться с учетом практики применения ст. 122 НК РФ. А именно: ответственность наступает только при доказанной вине в совершении правонарушения (п. 6 ст. 108 НК РФ). В письме отмечается, что несвоевременная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа (ст. 75 НК РФ). Можно сделать вывод, что Минфин России рекомендует своим коллегам из внебюджетных фондов не торопиться начислять штрафы в случае несвоевременной уплаты взносов.


Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2011 № 3346-19

Как следует из разъяснений министерства, в этом году последний день сдачи отчетности в ФСС России за девять месяцев пришелся на 17 октября.

По общему правилу организации обязаны ежеквартально сдавать в территориальные отделения ФСС России отчет по форме 4­ФСС не позднее 15­го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Такой порядок прописан в п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 № 125­ФЗ и п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212­ФЗ. При этом в Законе № 212­ФЗ установлено, что если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день. В Законе № 125­ФЗ о порядке определения сроков ничего не сказано.

На этом основании специалисты Минздравсоцразвития России пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 193 ГК РФ. В ней сказано, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним рабочий день. Таким образом, последним днем срока представления расчета по форме 4­ФСС за девять месяцев 2011 г. считается 17 октября.


Письмо Минздравсоцразвития России от 15.09.2011 № 3333-19

Для применения пониженных страховых тарифов компании, применяющей «упрощенку», необходимо следить за размером выручки на протяжении всего года.

Организация применяет УСН и осуществляет деятельность, которая включена в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212­ФЗ. Для применения пониженных страховых тарифов эта деятельность должна быть признана основной, то есть доля доходов от реализации по данному виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. Если по итогам отчетного (расчетного) периода заявленный вид деятельности перестает быть основным (не выполняется условие о процентном соотношении), компания лишается права на применение пониженных тарифов и обязана пересчитать сумму взносов с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором нарушено условие. Но это не означает, что право на льготный тариф утрачивается навсегда. Если в следующем периоде соотношение доходов будет соблюдено, компания может снова пересчитать взносы с начала отчетного (расчетного) периода по пониженным тарифам.


Письмо ФСС России от 08.09.2011 № 14-03-14/15-10022

Специалисты ФСС России остались верны своей позиции, согласно которой в графе «ИТОГО» указывается сумма, выдаваемая работнику на руки, то есть за вычетом НДФЛ. При этом в графах «За счет средств работодателя» и «За счет средств ФСС России» надо показывать пособие в полном объеме. Аргументируют они свою позицию тем, что в п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, определено, что в графе «ИТОГО» отражается общая сумма, подлежащая выплате застрахованному лицу. А при выплате работнику с суммы пособия удерживается НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Напомним, что такая позиция в отношении старой формы больничного листа изложена в письмах фонда от 21.09.2010 № 02­03­13/05­9871, от 29.12.2010 № 02­03­10/05­14665 и от 20.01.2011 № 14­03­09/05­74П.


Письмо Минздравсоцразвития России от 05.09.2011 № 3180-19

Разъяснен порядок применения пониженных тарифов страховых взносов вновь созданной организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

Напомним, что для ИТ­компаний на период 2011—2019 гг. установлены пониженные страховые тарифы (п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212­ФЗ). Но для их использования компания должна выполнить три условия. Во­первых, необходим документ, подтверждающий получение государственной аккредитации в порядке, установленном Правительством РФ. Во­вторых, доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% суммы всех доходов компании. В­третьих, среднесписочная численность работников таких организаций за отчетный (расчетный) период составляет не менее 50 человек.

При выполнении всех перечисленных условий вновь созданная компания имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов с месяца, в котором получен документ о государственной аккредитации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 № 826

«Об утверждении типовой формы лицензии»

С 3 ноября 2011 г. применяется типовая форма лицензии, утвержденная в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 99­ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступает в силу 3 ноября 2011 г., за исключением отдельных положений). Одновременно утрачивает силу постановление Правительства РФ от 11.04.2006 № 208, которым утверждена форма лицензии в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128­ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В отличие от прежнего бланка в новой форме лицензии ИНН указывается не на оборотной, а на лицевой стороне. На оборотной стороне появилась новая графа для записи, на основании какого решения лицензия переоформлена. Кроме того, на оборотной стороне отражается информация о наличии приложений к лицензии, являющихся ее неотъемлемой частью, с указанием количества листов.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 № 802

«Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

Документ принят на основании положений ст. 52 Градостроительного кодекса. В пункте 4 названной статьи сказано, что застройщик (или заказчик) должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекратить или приостановить работы более чем на шесть месяцев. Нормативными правовыми актами РФ может быть установлен порядок консервации (п. 9 ст. 52 ГрК РФ).

Единого порядка проведения консервации объектов капитального строительства в нормативных правовых актах до сих пор не существовало: правовые и технические нюансы нормативно установлены не были, в ряде актов Ростехнадзора регулировалась лишь процедура консервации некоторых видов объектов капитального строительства. Так, постановлениями Госгортехнадзора России утверждены требования к порядку консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами (от 02.06.99 № 33), консервации подземных сооружений (от 02.11.2001 № 49), консервации опасных производственных объектов (от 05.06.2003 № 56).

Отсутствие правовой регламентации процедуры консервации приводило к спорам, должен ли заказчик оплачивать подрядчику работы, выполненные последним с целью консервации объекта строительства, поскольку обязанность заказчика оплатить их предусмотрена ст. 752 ГК РФ. У судов возникали затруднения с квалификацией выполненных работ как работ по консервации (постановление ФАС Восточно­Сибирского округа от 25.10.2005 № А58­2352/04­Ф02­5174/05­С2). Кроме того, если консервация не произведена, застройщика можно привлечь к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. При рассмотрении споров о правомерности привлечения к ответственности возникали сложности с доказыванием факта совершения правонарушения (постановление ФАС Московского округа от 05.05.2010 № КА­А40/4207­10). Суды также вынуждены были при разрешении споров сами устанавливать, что считать консервацией объекта строительства.

Принятые Правила снимают вопросы о том, что представляет собой процедура консервации. В частности, разъясняется, какие мероприятия включает в себя консервация объекта капитального строительства. Это приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

Порядок проведения консервации таков. В случае прекращения или приостановления строительных работ более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) принимает решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией. В таком решении нужно определить перечень работ по консервации объекта, лиц, ответственных за сохранность и безопасность объекта, сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации, а также сроки проведения самих работ, размер средств на проведение этих работ, определяемый на основании акта, подготовленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Причем он самостоятельно определяет ее объем и содержание. На основании указанного решения застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. В Правилах перечислены документы, которые должны быть при этом составлены.

В течение десяти календарных дней после принятия решения застройщик (заказчик) обязан уведомить о консервации объекта подрядчика и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора, если строительство (реконструкция) объекта подлежит такому надзору.

Кроме того, в Правилах оговорен порядок действий застройщика (заказчика) в случае возобновления строительства (реконструкции) на законсервированном объекте.

Правила применяются с 15 октября 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 791

«О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации»

Решено сформировать реестр — перечень типовой проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и рекомендуемой для повторного применения. Введение указанного реестра будет способствовать экономии средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, направляемых на подготовку проектной документации.

В реестр включается информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально­культурного и коммунально­бытового назначения, при подготовке которой были применены современные решения и которая применяется при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

Документ действует с 11 октября 2011 г.