1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4582

Пениться по-европейски

По словам заместителя исполнительного директора, руководителя информационно-аналитического центра Масложирового союза Тамары Пащенко, на рынке мыла в России не все спокойно. Мыловары, конечно, производят продукт, но их все больше волнуют слишком низкие таможенные пошлины на импортируемое мыло. Отсутствие государственной поддержки отрасли, особенно накануне вступления страны в ВТО, может привести к тому, что доля импортной продукции в натуральном исчислении сравняется с отечественной.

По данным Масложирового союза, в 2010 г. в России было произведено 49 000 т твердого туалетного мыла и 12 000 т жидкого мыла, ввезено почти 50 000 т импортного мыла.

Без мыла мы, конечно, не останемся. Но не хочется, чтобы даже на этом, не слишком технологичном, рынке отсутствовали российские производители.

Мыло всякое важно

Скудный выбор между двумя-тремя сортами мыла советской эпохи канул в Лету. Любой столичный супермаркет готов предложить множество сортов. Теперь мы можем выбирать между жидким мылом, мылом-кремом, мылом-скрабом, антибактериальным мылом или мылом ручной работы. Если раньше мыло использовали лишь как гигиенический продукт, то сегодня оно применяется для борьбы со старением кожи, как ароматическое средство в ароматерапии или средство для снятия напряжения. Потребители со временем привыкли к подобному разнообразию на мыльном рынке, а производители все чаще предлагают продукты, адресованные той или иной категории покупателей.

Сегодня на рынке мыла можно выделить несколько сегментов:

  • твердое кусковое мыло. Производится на старых предприятиях, оставшихся от советской экономики. Это заводы с большими территориями для размещения варочных котлов, их производственный цикл характеризуется высоким потреблением энергии;
  • жидкое мыло. В нашей стране появилось 15 лет назад, и сегодня покупатели, как правило, выбирают именно его. Жидкое мыло характеризуется повышенным количеством глицерина, благодаря которому достигается желаемая мягкость получаемого мыла. Обычно жидкое мыло прозрачное или полупрозрачное. В последнее время получило широкое распространение так называемое крем-мыло. В него кроме умягчающего кожу глицерина производители добавляют увлажняющий крем;
  • натуральное мыло из натуральных компонентов. Самый дорогой вид мыла. Обычно его продают на вес. Цена натурального мыла отечественного производства — от 100 до 400 руб. за 100 г. Эта же продукция иностранного производителя стоит от 600—700 руб. за 100 г. Доля натурального мыла на рынке, по данным компании «Nielsen Россия», в 2010 г. не превышала 5%;
  • мыло без мыла. Внешне ничем не отличается от твердого мыла. По сравнению с обычным мылом не содержит щелочи. Фактически это обычный гель для душа в твердой форме.

Покупают его обычно люди, которые заботятся о здоровье кожи, но при этом не любят жидкое мыло.

Долой мыло твердое! Да здравствует мыло жидкое!

Если бы Мойдодыр, вооружившись лишь туалетным мылом советских времен, попытался объяснить современным детям, что «надо, надо умываться», ему бы пришлось нелегко. Сегодня покупатели предъявляют к мылу более серьезные требования, чем во времена Корнея Чуковского. Увлажнение, нежный уход за кожей, красивая упаковка, необычный запах и форма... Это далеко не полный перечень покупательских предпочтений на рынке. Они сложились благодаря рекламным кампаниям и действиям маркетологов западных транснациональных компаний, сформировавших гигиенические предпочтения наших соотечественников.

Мыло медленно сдает лидирующие позиции на рынке. Покупатели, особенно в крупных городах, все чаще выбирают товары, характерные для стран Европы, — различные гели для душа, шампуни и жидкое мыло. Твердое мыло ручной работы в европейских странах давно стало сувениром. Несмотря на то что более 70% россиян пользуются сегодня твердым мылом, этот сегмент рынка, по данным исследователей, сокращается.

«Согласно долгосрочным прогнозам рынок твердого туалетного мыла будет стагнировать, — считает директор по маркетингу парфюмерно-косметической компании

„Весна“ Ирина Ким. — Так, на Западе 60% в натуральном выражении занимают средства для душа, по 20% — твердое и жидкое мыло. Российский рынок также стремится к этим показателям, и, как известно, жидкое мыло становится все более востребованным потребителями».

Жидкое мыло, мыло с антибактериальными свойствами и крем-мыло буквально изменили, по мнению маркетологов, представление россиян о продукте. Но если в сегменте жидкого мыла до сих пор нет признанного лидера, то подавляющее количество потребителей связывает само понятие антибактериального мыла с Safeguard от Procter & Gamble, а крем-мыло — с Dove от компании Unilever.

Компания «Весна», открывшая на предприятии линию по производству настоящего комбинированного крем-мыла, освоила производство отечественного аналога крем-мыла Dove — «Акватель». В то же время ГК «Нижегородский масло-жировой комбинат» (НМЖК) выпустил собственную линейку антибактериального мыла «Мой доктор» с экстрактами календулы, тысячелистника и брусничных листьев.

В настоящее время основными производителями твердого мыла, по данным компании «Nielsen Россия», признаны Colgate-Palmolive (TM Palmolive), Evyap (Duru), P&G (Camay, Safeguard), Unilever (Lux, Dove), «Калина» («Чистая линия», «Бархатные ручки»), «Невская косметика» («Детское», «Дивный сад»), НМЖК («Душистое яблоко», «Мой малыш», «Мой доктор», Vanda), «Нэфис Косметикс» (Sorti, «Лесная полянка»), «Весна» (Absolut), «Свобода» («Детское», «Тик-Так»). Доля перечисленных компаний в 2010 г. составляла 89% как в стоимостном, так и в физическом исчислении.

По данным Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции, лиде­рами по производству твердого мыла в нашей стране считаются ПКК «Весна» (18,6% в натуральном выражении), «Нэфис-Косметикс» (16,2), «Свобода» (15,8), «Невская косметика» (15,1) и НМЖК (12,4%).

Как правило, лидеры по производству твердого мыла являются одновременно и производителями жидкого мыла. В топ-лист, составленный специалистами компании Nielsen (в алфавитном порядке), вошли Colgate-Palmolive (TM Palmolive), Linda (Linda), Schwarzkopf & Henkel (Fa), Unilever (Dove, Timotei, Axe), «Весна» («Цветы весны», «Абсолют», «Фрутамин»), «Калина» («Чистая линия», «Бархатные ручки»), «Красная линия» («Красная линия»), «Первое решение» («Рецепты бабушки Агафьи»), «Маграв» (ТМ «Фруктовый блюз», «Фантазия ароматов»). Доля этих компаний составляет 78% как в стоимостном, так и в физическом исчислении.

Процесс замещения потребителями твердого мыла жидким связан прежде всего с удобством потребления продукта.

Отечественные производители как твердого, так и жидкого мыла занимают, как правило, нижний и среднеценовой сегмент. В то же время продукция западных производителей позиционируется в сегменте средний плюс и выше. «Наиболее перспективный для российских производителей — среднеценовой сегмент, так как высокоценовой занят транснациональными производителями», — считает И. Ким.

Натуральное мыло — штучный товар

В последнее время стал наращивать обороты совершенно новый сегмент рынка — производство натурального мыла. Рост его популярности связан прежде всего с трендами, направленными на экологичность, натуральность, индивидуальные свойства. Одним из первых производителей натурального мыла в России стала санкт-петербургская компания ООО «Бланш».

В 2003 г. Мария Девлетколова, региональный менеджер компании, занимающейся оснащением салонов красоты, вместе с сестрой, вложив 2 млн руб. в производство и рекламу, занялась производством мыла ручной работы. Тогда же владелицы выпустили первую партию мыла «Атик», в состав которого вошли лечебные грязи, растительные масла и пчелиный воск. Если в 2004 г. компания выпускала не более 1 т мыла в месяц, то к 2007 г. объемы увеличились вдвое.

Основные ингредиенты натурального мыла закупаются за границей. Этим и определяется его цена. Она начинается от 100 руб. за 100 г. «У нас ведь не растут оливки и лавр, масло которых является основным сырьем для производства натурального мыла», — пояснил причину столь высокой по сравнению с обычным мылом цены генеральный директор компании «Чистота веков» Алексей Смирнов, поставляющий в Россию натуральное мыло «Зейтун» и «Кебаб» из Сирии.

По мнению аналитиков, 80% натурального мыла продается в Москве и Санкт-Петербурге. Крупнейшие поставщики натурального мыла на российский рынок — Латвия и Болгария. Маркетологи предсказывают рост популярности данного сегмента рынка. По мнению вице-президента экспомедиагруппы «Старая крепость» Анны Дичевой, «мыло ручной работы представляет собой наиболее привлекательный сегмент для инвестиций», ведь популярность косметики ручной работы — мировой тренд, дошедший до России.

Таким образом, основные изменения на российском рынке мыла касаются сокращения доли твердого (кускового) мыла с одновременным увеличением объемов продаж мягкого мыла. Вместе с тем аналитики прослеживают переориентацию потребителей с низшего ценового сегмента на средний, что объясняется ростом доходов населения. Натуральное мыло из природных компонентов становится все более популярным.

Хозяйственное мыло — наше все

Значительную долю мыла на отечественом рынке занимает импортная продукция. Основные импортеры — Турция и Польша. 43% импорта — туалетное мыло, 51% — жидкие мыла, гели, другие средства для мытья кожи. Зато в 2010 г. было продано за рубеж 46 млн т хозяйственного мыла. В то же время экспорт туалетного мыла достиг 9 млн т, а средств для мытья кожи, гелей и жидкого мыла — 7,5 млн т.

Основными потребителями российского мыла являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан. При этом Украина покупает больше жидкого мыла — 57% от общего объема экспорта, а Казахстан — твердого туалетного (54%) и хозяйственного (49%) мыла.