Поможем голодающим детям Африки!

| статьи | печать

Кредиты и долги

В советское время бытовал анекдот: «Приходит сын из школы и говорит отцу, что собирают по 50 копеек (реальные были деньги, однако!) в помощь пострадавшим от землетрясения в Азии. Отец без лишних вопросов отсчитывает монеты. Через некоторое время сын сообщает, что нужно сдать 70 копеек (ещё более реальные деньги!) в фонд потерпевших от наводнения в Латинской Америке. И снова отец сразу отдаёт деньги. Ещё спустя месяц, придя домой, сын заявляет, что в школе собирают по одному рублю (ну очень реальные были деньги!) для оказания срочной помощи голодающим детям Африки. На этот раз отец решительно отказал, заметив при этом, что там, где нет компартий, – там нет и голода. Помнится, такие «поборы» были практически поголовными и далеко не всегда позволяли учитывать реальные возможности семьи – подобного рода кампании преподносились как выполнение интернационального долга и почётная обязанность.

В современной России КПРФ – не правящая партия. Но число нуждающихся граждан, погружённых в пучину бедности и безысходности, в реальной жизни угрожающе велико. Выходит, ошибался отец мальчика – дело не в компартии, а в проводимом «партией и правительством» политическом и экономическом курсе, в соответствии с провозглашёнными стратегическими целями и конкретно решаемыми повседневными задачами.

Однако баланс между большим и малым, «внешним и внутренним» совсем не означает неизменности или равенства их значимости – такой баланс подвижен и динамичен, реагируя на текущие перемены, проблемы извне и потребности внутри страны. Но в любом случае никоим образом он не должен устанавливаться на уровне, причиняющем ущерб гражданам, не в полной мере учитывающем (тем более игнорирующем) их интересы.

За примерами далеко ходить не надо. Бездумная (а может, наоборот, хорошо продуманная и мастерски исполненная?!) либерализация начала 90-х годов прошлого столетия лишила россиян без малого 345 миллиардов рублей – советских сбережений, накопленных многолетним трудом, разорив и ввергнув в нищету подавляющее большинство граждан. Однако обещания компенсировать обесцененные вклады эпизодически и невнятны, а выплачиваемые грошовые компенсации, для получения которых ещё надо «попотеть и состариться», даже отдалённо не могут служить эквивалентом утраченному людьми.

Но в те же 90-е Россия вернула Франции царские долги. В конце ноября 1996 года Виктор Черномырдин подписал в Париже секретный «Меморандум о взаимопонимании между правительствами РФ и Франции об окончательном урегулировании взаимных претензий, возникших до 9 мая 1945 года», в соответствии с которым Москва обязалась выплатить в течение 4 лет 400 млн долларов.

Нельзя не отметить, что после Второй мировой войны проблема долгов неоднократно поднималась во время зарубежных визитов Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина. Все они считали, что долги надо отдать при определённом учёте интересов нашей страны. К примеру, 15 августа 1988 г. было подписано соглашение, по которому СССР и Великобритания отказывались от взаимных претензий, связанных с царскими долгами. Англичане сняли свои иски, а СССР отказался от всяких прав на 46 млн фунтов стерлингов, заблокированных в английском банке с 1918 г., и от своего иска в 2 млрд фунтов стерлингов за нанесенный английскими интервентами ущерб Советской России в 1918-1921 гг. (www.finance-economy.ru, 19 февраля 2010 года).

Не так давно Минфин списал долги Ираку и Афганистану. При том, что дефолт 1998 года, финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, «чёрные понедельники и вторники» периодически сотрясали отечественную экономику, попутно изрядно опустошая кошельки россиян. Правда, не всех – число миллиардеров растёт столь стремительно и неуклонно, что невольно задумываешься о представляющейся органичной и не случайной связи между богатством для меньшинства и кризисом для большинства остальных.

А пока мир в ожидании очередных экономических бурь, признаки которых проявляются с нарастающей частотой, в том числе в финансовой сфере. Угроза замедления темпов роста глобальной экономики и сползания в рецессию вполне вероятна, докризисный фискальный ресурс исчерпан для большинства стран, отмечает замминистра финансов России Сергей Сторчак. Долговая нагрузка настолько значительна, что перераспределить финансовые потоки в пользу мероприятий стимулирующего характера сейчас сложнее (NEWSru.com, 17 октября 2011года).

На днях международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Испании на один пункт (с АА до АА–) с негативным прогнозом, а агентство Moody's – с А2 на А1, что свидетельствует об ухудшении макроэкономической и финансовой среды в краткосрочной перспективе, замедление экономического роста, высокий уровень безработицы, задолженность частного сектора, плохие условия кредитования не помешали помощнику Президента Аркадию Дворковичу «оперативно» заявить, что Россия готова принять участие в выкупе испанских долговых госбумаг, содействуя преодолению европейского долгового кризиса (NEWSru.com. 11 октября 2011 года). В качестве определяющего условия названы согласованная программа действий стран еврозоны, реформа управления европейской экономической системой.

Как известно, одной из первых на грани дефолта оказалась Греция. Но прежде чем предоставить финансовую помощь, Евросоюз потребовал разработки жёстких мер по сокращению бюджетного дефицита. Их неукоснительное исполнение обязательно для получения очередного спасительного транша. Несмотря на принимаемые меры, греческое правительство признало, что дефицит бюджета превысит 7,8% от ВВП и может достичь 8,5%, сообщает The Wall Street Journal. Тем неожиданней летнее обещание России помочь Греции и предоставить через МВФ вместе с Китаем 100–200 млрд долл. на спасение европейской экономики. Заметим, в 2009 году Россия уже выделила фонду на антикризисные программы 15 млрд долл. (Московские новости, 21 июня 2011 года).

Характерно, что за прошедшие месяцы далеко не улучшилась и ситуация в российской экономике. Долговой кризис в Европе, снижение цен на нефть, вывод капиталов из развивающихся экономик в поисках более надёжных активов, неуверенность мировых рынков в позитивном векторе развития глобальной экономики удешевили в третьем квартале рубль на 13% (максимальная величина падения рубля с начала 2009 года).

Это, надо полагать, несколько охладит финансовый пыл российских чиновников. Ибо даже прогнозируемое в ближайшие шесть месяцев некоторыми экспертами краткосрочное укрепление рубля на уровне 29,5– 30,5 руб. за доллар на самом деле не имеет каких-либо фундаментальных оснований, подтверждающих долгожданные успехи в реальной экономике.

Теперь не приходится сомневаться, что крупные суммы финансовой помощи, планируемые к выделению иностранным державам, лучше бы попридержать для решения вполне вероятных домашних проблем. Зато небольшие объёмы позволяют разгуляться «при любой погоде».

Недавно был согласован кредит в размере 2,5 млрд евро Кипру, банки которого испытывают финансовые трудности. Сработали оперативно и «без шума» - уж не связано ли это с заботой о бессчётных офшорных компаниях российского происхождения, через которые зачастую отечественный бизнес уходит от налогов в российский бюджет, а то и отмывает неправедные доходы? Всё хуже дела у Италии, возглавляемой «большим другом российских президентов» Сильвио Берлускони. Не исключены проблемы у других государств, входящих в зону евро. А руку помощи Исландии, которую пару лет назад наши власти собирались протянуть, разве забудешь?

В российской «кубышке» сегодня накопилось полтриллиона долларов. Сумма немалая, хотя и не поражающая воображение – третье место после Китая и Японии. Напрягает политическая доминанта действий по её расходованию. А как иначе расценивать навязчивое желание помогать другим за пределами собственной страны? Например, 5 октября, т.е. до объявленной Дворковичем новости, в свободном доступе в СМИ была информация (с которой, несомненно, руководство страны ознакомилось гораздо раньше) о присоединении Испании к евроПРО – системе, ставшей камнем преткновения на пути сокращения стратегических вооружений между Россией и США (NEWSru.com. 11 октября 2011 года).

Иная (обоснованная и прагматичная) позиция у Китая, припасшего порядка 3 трлн «зелёных». Через финансовые структуры и промышленные компании различной формы собственности великий сосед осуществляет, как правило, не кредитование, а инвестирование в иностранные экономики. Тем самым, закрепляется китайское присутствие не столько в качестве «старухи-процентщицы», наживающей спекулятивный капитал, сколько в качестве последовательных национальных владельцев/совладельцев и производителей реальных товаров и услуг, передовых технологий и инновационных разработок в различных сегментах мирового рынка. В настоящее время Китай уже контролирует 40% нефтяного и газового секторов в Казахстане, являясь одновременно крупнейшим торговым партнёром и инвестором стран Центральной Азии (Московский комсомолец, 13 октября 2011 года).

Спасение Европы

Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу утвердил план преодоления кризиса еврозоны, направленный на восстановление доверия граждан и партнёров ЕС, а также стабилизацию мировых рынков. Чёткие пути выхода из сложившейся ситуации и системность вместо выборочно оперативной реакции на отдельные проявления кризиса – вот важнейшие особенности плана, который ещё должен получить одобрение глав европейских государств.

Ключевое положение – укрепление банковской системы через увеличение резервов за счёт частных вкладов, с привлечением государственных или европейских фондов. При необходимости – кредитование из средств Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). В этом случае, как особо подчеркнул Ж.М. Баррозу, банки будут лишаться права выплачивать дивиденды и бонусы своим менеджерам (выделено автором).Можно не сомневаться, что последнее положение останется скорее незамеченным, нежели найдёт понимание или станет примером для подражания в российских деловых кругах. Отдельно звучащие робкие высказывания напоминают, скорее, «глас вопиющего в пустыне».

Не дремлет европейская и международная общественность. В обращении к руководству Еврокомиссии 100 «обеспокоенных европейцев» говорится о необходимости создания единого казначейства, обязательной для всех бюджетной дисциплины, укреплении системы общего надзора, регулировании и страхования депозитов в еврозоне.

Наконец, актуальна разработка стратегии, которая обеспечит устойчивый рост экономик стран, потому что долговая проблема не может быть решена без экономического роста (выделено автором, NEWSru.com, 13 октября 2011 года). Начинает охватывать Европу и берущая своё начало в Нью-Йорке акция «Займи Уолл-стрит!». Люди протестуют против социальной несправедливости и последствий безудержных финансовых спекуляций, расплачиваться за которые государства намерены за счёт (читай: в ущерб) благополучия собственных граждан.

Российский вариант

Известному русскому поэту Фёдору Тютчеву принадлежат знаменитые слова: умом Россию не понять, аршином общим не измерить.

Большинство россиян (45-53%) убеждено в том, что кризис неминуемо наступит. Бизнес пока не теряет оптимизма и надеется, что отечественная экономика сможет остаться на плаву. Опросы исследовательского центра Superjob.ru и РОМИР свидетельствуют, что до 52% российских компаний (против 19%) пока не ощущают в своей деятельности приближения новой волны кризиса (см. там же).

Но остаться на плаву совсем не значит активно развиваться, модернизировать предприятия, успешно конкурировать на внутреннем и мировом рынке. Отток капиталов и «утечка умов» за рубеж, опасно недооценённая зависимость национальной валюты от мировых цен на энергоресурсы, фактически подрывающая безопасность и суверенитет страны, десятки миллионов россиян, оказавшихся за чертой бедности или на грани нищеты, большинство, живущее «от зарплаты до зарплаты», и т.д.

Пессимизм и разочарование всё более «окутывают» российское общество. Власть уверяет, что завтра будет лучше, чем сегодня. Но одно дело, когда человек устремлён в завтра, опираясь на достижения сегодня – небольшие, локальные, но осязаемые, зримые и для него важные. И совсем иная ситуация, если людям без конца объясняют, почему не получилось сегодня то, что обещали вчера, и почему непременно получится завтра то, что снова обещают сегодня. И если социальная и экономическая справедливость живут в основном в мире слов и с трудом просматриваются в реальной жизни. Для большинства россиян понятия «сделано мало» и «не сделано ничего» тождественны – это как прибавка к зарплате, меньшая, чем инфляция. То, что без прибавки было бы ещё хуже, – утешение слабое. Мудрость власти – не в выполнении обещаний любой ценой, а в поддержании понятного и принимаемого обществом баланса обещанного и достигнутого. Пресловутые ваучеры, так и не материализовавшиеся для большинства россиян в автомобили «Волга». Переданные в частные руки предприятия, на которых так и не появились долгожданные инвесторы. Сотня миллиардеров на фоне десятков миллионов «в безнадёге работающих бедных». Газовый транзит за рубеж мимо мечтающих о газификации российских регионов. Экспорт нефти и безудержно растущие цены на бензин на российском рынке. Продолжить сравнительный ряд нетрудно. Отсюда актуальность чёткого определения правил расходования нефтегазовых доходов, влияющих на инфляцию, валютный курс, формирование резервов, поведение инвесторов.

В современной мировой экономике растёт отрыв финансового капитала от капитала производительного. Спекулятивная эффективность первого растёт в угоду частно-корпоративным интересам, во многих случаях противоречащим экономическим и социальным интересам общества. В этом одна из фундаментальных причин нынешних глобальных финансовых проблем.

Следовательно, вырабатываемые меры должны в обязательном порядке предусматривать ограничение свободы действий спекулятивного капитала и корпоративного эгоизма в ущерб экономической целесообразности и общественной полезности, активно стимулировать эффективный рост в реальном секторе экономики в целом, развитие производственного капитала, заинтересованность в результатах труда основной массы производителей товаров и услуг. Тех, чьими руками и талантом создаётся национальное богатство.

Нельзя «огульно» отрицать или «горячо» поддерживать целесообразность предоставления многомиллиардных кредитов другим экономикам или принимаемые решения по выплате «царских долгов». Равно как нельзя подходить исключительно с «затратных позиций» к расходам, связанным с Сочинской олимпиадой 2014 года, мировым чемпионатом по футболу в 2018 году, саммитом АТЭС 2012 года и другими подобного рода мероприятиями.

Но в любом случае принимаемые страной внешние обязательства непременно должны быть адекватны внутренним возможностям и сбалансированы с внутренними обязательствами. А потому, заявляя о сроках и объёмах финансовой помощи отдельным европейским государствам, власть, скажем, одновременно обязана объяснить собственным гражданам, как и когда восстановят их вклады, обесцененные два десятилетия назад – в «лихие 90-е», – именно вследствие избранного государством курса реформ.

Нелишне подчеркнуть, что с каждым годом таких «потерпевших» граждан становится меньше. У всех на виду ситуация с квартирами для ветеранов Великой Отечественной войны: ещё немного, ещё чуть-чуть – и проблема решится сама собой. Как ни печально, в рассматриваемом нами случае подобного рода предположения со временем только крепнут.

Вот почему хотелось бы сохранить надежду, что, как бы ни складывались обстоятельства, позитивные перемены неизбежны и завершающие слова блестящего тютчевского четверостишия – у ней особенная стать – в Россию можно только верить –  рано или поздно обретут наконец свой исторически оправданный смысл. Лучше – раньше…