Кто поддержит огонь «Гефеста»?

| статьи | печать

На Международном авиакосмическом салоне 2001 года впервые были продемонстрированы модернизированные самолеты отечественной боевой авиации. Высокими новыми качествами выделялся бомбардировщик Су-24М. В прошлом году глава военного ведомства Сергей Иванов доложил Президенту Владимиру Путину об оснащении фронтовых бомбардировщиков Су-24М комплексами высокоточного наведения, показавших высокие результаты на военных учениях. По итогам учений «Рубеж-2004» министр обороны отметил, что самолет Су-24М может успешно работать в любых условиях. «Мы начинаем модернизацию самолетов ВВС России и ставим это на поток, в этих самолетах у нас нет сомнений». Работы по совершенствованию одного из ведущих военных российских самолетов выполнило малое научно-техническое предприятие ЗАО «Гефест и Т» из г. Жуковского.

Атака на монополию

«Гефест и Т» организовали в 1992 году несколько специалистов из «оборонки», решивших продолжить свое дело, сохранив в новых условиях прежний стиль работы и принципы научно-технической школы.

Вначале выполняли небольшие заказы, проводили ниокровские и другие работы, связанные с авиацией и вооружением.

В середине 90-х годов Россия оказалась в ситуации, когда практически прекратились поставки новой военной техники и вооружения. Возникла острая необходимость модернизации авиационных комплексов ВВС, с тем чтобы приблизить их к требованиям времени.

По Су-24М главкомат ВВС разработал специальное техническое задание. В то время когда на вооружении ведущих мировых держав используются в основном самолеты пятого поколения, Су-24М, принадлежащий к третьему, должен быть максимально приближен к ним по основным техническим параметрам. При этом должны быть сокращены расходы на его содержание. Модернизацию требовалось проводить в местах базирования. Кроме того, необходимо было практически исключить переучивание летного и инженерно-технического составов.

После рассмотрения нескольких вариантов модернизации, в числе которых были и ведущие предприятия оборонной промышленности, головным исполнителем работ назначили малое предприятие «Гефест и Т».

Подавляющая сила интеллекта

Новый облик самолета определяли бортовые интеллектуальные системы. Работы по совершенствованию радиоэлектронного комплекса самолета — оснащение специализированной вычислительной подсистемой СВП-24 — проводились совместно с КБ Сухого и ВВС.

В итоге одна из основных машин России приобрела ряд новых ценных качеств. Су-24М значительно повысил свой боевой потенциал. Теперь он способен наносить удары по наземным и надводным целям со свободного маневра в любом положении самолета. Этим свойством не обладает ни один современный зарубежный аналог. До восьми раз возросла точность применения неуправляемых средств поражения, что соизмеримо с точностью поражения корректируемых авиабомб. Расширилась номенклатура вооружения.

Наземный автоматический комплекс подготовки и контроля выполнения полетного задания упростил и удешевил эксплуатацию бомбардировщика. Теперь боевые задачи могут выполняться меньшим числом техники и времени — более чем в два раза увеличилась боевая мобильность и на 30—40% возросла боевая живучесть самолетов. Среднегодовые расходы по эксплуатации снизились на 17%.

Все это позволяет российским ВВС в условиях ограниченного финансирования оборонного заказа получить принципиально новые возможности для решения навигационных и боевых задач, существенно увеличить боевой потенциал военной техники.

Для войны и мира

Технические решения, предложенные ЗАО «Гефест и Т», обладают высоким экспортным потенциалом. Сегодня эта техника применяется не только в России, но и в значительных объемах продается за рубеж. Несмотря на возраст, Су-24М по-прежнему остается грозной боевой машиной, способной эффективно решать боевые задачи. Модернизация бомбардировщика позволит выиграть время до массового оснащения ВВС боевыми самолетами пятого поколения. При продлении поэтапной модернизации эти машины могут оставаться в строю еще 20 лет.

Разработанные «Гефестом и Т» системы управления можно устанавливать и на другие летательные аппараты — истребители, штурмовики, бомбардировщики, пассажирские и военно-транспортные самолеты, а также вертолеты различного назначения.

В мире сегодня насчитывается несколько тысяч боевых российских самолетов, и их обновление имеет важные для нашей страны финансовый и политический аспекты.

Сейчас военная техника осталась едва ли не единственным высокотехнологичные товаром отечественного производства, продажа которого на мировом рынке приносит миллиарды долларов дохода.

«Слоны» и «блохи»

Значительные усилия сконцентрированы на модернизации поздних советских разработок под потребности иностранных заказчиков. Широкое поле деятельности для такого предприятия, как «Гефест и Т», не так ли? К сожалению, оказывается, не так. В условиях фактического развала оборонной промышленности ВПК имеет в основном экспортную ориентацию. Все, в том числе и крупные элитные научно-технические силы оборонного комплекса, вместо того, чтобы разрабатывать новое оружие, заняты «подгонкой» имеющейся военной техник и к запросам зарубежных заказчиков.

Эта скученность и возня у оставшегося пирога вытесняет достаточно серьезные и важные для развития отрасли силы, сконцентрировавшиеся в свое время в небольших научно-технических предприятиях, куда после развала гигантов ушли многие лучшие умы страны. В них, как в оазисах, нашли укрытие от обрушившихся экономических проблем ученые и специалисты. Небольшим гибким по своей природе научно-техническим инновационным предприятиям оказалось легче приспособиться к условиям новой экономики, потребовавшей творческих идей и новых технологий. Многим из них, строящим свою деятельность на интеллектуальном капитале и вечном дефиците инноваций, удалось выжить и защитить профессионально и финансово своих сотрудников. В ЗАО «Гефест и Т», например, 30%доходов направляется на заработную плату.

Однако у нас до сих пор лидерство, в том числе в сфере высоких технологий, достигается отнюдь не соответствующими высокими качествами, а совсем другими путями.

Сегодня миллионы долларов по-прежнему направляются на никому не нужные разработки, перетекают в зачастую пустые стены бывших гигантов, одряхлевшие институты и организации. Главный вопрос в том, что в ВПК до сих пор практически отсутствует конкуренция, а заказы обеспечиваются лоббированием.

Предприятие «Гефест и Т», показав высочайшие результаты своей деятельности, сегодня практически бездействует — с тех пор оно не получило ни одного заказа от оборонной промышленности.

Уникальность не повод для внимания?

Предприятие располагает целым рядом уникальных ниокровских разработок, среди которых — высокоэффективные системы наземного обслуживания полетов, радиоэлектронная карта, позволяющая с максимальной точностью ориентироваться боевым и гражданским самолетам, системам межвидового управления, имеющая одобрительное заключение Академии генштаба и других ведомств. Однако эти разработки сегодня не востребованы в должной мере.

Судьбы многих малых предприятий, работающих в сфере высоких технологий и инноваций, похожи. Их значительная заслуга состоит в том, что они являются хранителями и продолжателями научных знаний и школ, а ведь богатство стран не в недрах, а в мозгах. Придет время, когда все поймут, что от сырьевой экономики нужно бежать через инновационный коридор, который и могут в значительной мере создать такие предприятия, как «Гефест и Т». Если выживут, конечно, к тому времени.

Во всем мире ценятся и поддерживаются небольшие ниокровские предприятия. Для них создаются венчурные, рисковые фонды, льготы и прочее.

Малые научно-технические предприятия имеют очень важные для экономики достоинства и преимущества: они более эффективны и результативны, так как изобретательность и творчество лучше проявляются в небольших рабочих группах. В крупных же структурах больше гоняются за показателями. В малых меньше управленческих уровней, громоздкой инфраструктуры и прочего, что сказывается на скорости действий и цене конечного продукта. Направленная специализация небольших предприятий с годами делает их непревзойденными в своих областях, они приобретают качество высоких специалистов и экспертов в соответствующих сферах деятельности.

В нашей стране, кроме деклараций и лозунгов, такие предприятия, как «Гефест и Т», не получают ничего. За всю нелегкую историю это малое предприятие не имело ни малейшей материальной или моральной поддержки со стороны государства.

«Мелких» — не пущать!

Сегодня после модернизации военных самолетов и продажи их за рубеж «Гефест и Т» имеет неплохие прибыли. А они, как известно, показывают общественный запрос на продукцию.

Однако ряд работ для Министерства обороны до сих пор не оплачен. А несколько десятков миллионов рублей, полученных сегодня, практически все вложены в оборонную промышленность. Несколько самолетов переоснащается за счет предприятия. Таким образом, малое предприятие кредитует государство.

Предприятие это высокоэффективное. Только 10% его капиталов находится в основных фондах, остальные средства активно оборачиваются и работают. Вся его деятельность строится на интеллектуальном капитале. Этот маленький сгусток интеллекта имеет весомую ценность для отрасли.

Разработки малого предприятия оказываются высокоэффективными и при этом более дешевыми, чем крупных научно-производственных структур. Они востребованы и перспективны. Но именно это и является причиной проблем малого предприятия. «Слоны» стремятся изгнать его из сферы интересов, на которые они претендуют, не мытьем, так катаньем — через препоны лицензирования, задержку согласований и т. д. Проблема отношений монополий-гигантов и малого и среднего бизнеса имеет в России особую статью — вечного и жесткого противостояния по принципу «Мелких не пущать!». Чем наносится большой ущерб экономике страны и престижу бизнеса, так как в условиях рынка большие структуры могут развиваться и двигаться только в сопровождении более мелких, служащих лабораториями идей и полигонами испытаний, а также для подпитки кадрами.

Речь здесь конечно же не о том, кто лучше, кому нужно отдавать приоритеты и преимущества, а о примирении большого и малого бизнеса, о расстановке сил, взаимном сотрудничестве.

Пару лет назад наше государство взялось решить эту задачу, организовав ряд мероприятий под названием «Взаимодействие мелкого и крупного бизнеса», совершив попытку договориться с крупным бизнесом. Однако до сих пор примирение сводится в лучшем случае к тому, что гиганты делают из мелких предприятий ниокровскую интеллектуальную пристройку к своему бизнесу.

Легкая кавалерия экономики

Несмотря на давление сильных и безразличие государства, сегодня в России еще насчитывается несколько сот тысяч малых и средних предприятий. Только научно-технические могут составить целую прослойку в экономике страны, ведь каждый десятый ученый мира все еще живет в России, и большинство из них работают именно на таких предприятиях.

Так, может быть, их дела и заботы кого-то наконец заинтересуют в нашей стране? Они могли бы стать, например, предметом интересов общественных организаций и политических партий или их фракций. Немаловажно здесь то, что научно-технические предприятия собрали настоящие сливки общества, его активную интеллектуальную силу. Такие предприятия, как «Гефест и Т», способны выковать значительную экономическую и социальную перспективу России.

Тем же, кто дует на огонь, по известной пословице искры могут попасть в глаза.