1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Россияне пьют вдвое меньше европейцев

Российский соковый рынок имеет высокий потенциал для дальнейшего развития. К такому выводу пришли участники второго Международного саммита по сокам, нектарам и безалкогольным напиткам, который состоялся в Стамбуле. По оценкам международных экспертов, уровень потребления соков в России в два раза ниже, чем в развитых странах. Во время мирового финансово-экономического кризиса динамичный рост потребления соков в стране прекратился, и сейчас наблюдается нисходящий тренд.

Как сообщил в ходе мероприятия Андрей Писарцов, представитель Российского союза производителей соков (РСПС) (директор по маркетингу и развитию в России и СНГ австрийской компании «СИГ Комбиблок»), общий объем производства соковой продукции в России в 2010 г. превысил 3 млрд л. По этому показателю наша страна занимает четвертое место после крупнейших мировых соковых рынков США, Германии и Китая.

По подсчетам BusinesStat, оборот рынка соков и нектаров в России с 2006 по 2010 г. возрос на 17,9% и достиг 116,8 млрд руб. Стоимостной объем продаж соков и нектаров растет темпами, намного опережающими темпы роста рынка в натуральном выражении. Опережение обусловлено постоянным увеличением цены на соковую продукцию: с 2006 по 2010 г. средняя цена 1 л соков и нектаров выросла на 35,3% — с 35,2 до 47,6 руб.

Вместе с объемом рынка увеличивается и ввоз из-за границы соковой продукции. По информации аналитиков «АПК-Информ: овощи и фрукты», в первой половине 2011 г. Россия увеличила импорт соков на 3,7%. При этом объемы импорта по-прежнему почти на треть ниже предкризисных уровней, достигнутых в 2007 и 2008 гг. Основные поставщики соков в Россию — Китай, Голландия, Украина и Израиль. На них приходится 72% всего импорта соков.

В целом, по экспертным оценкам, в 1-м полугодии российский соковый рынок возрос на 2%. Прежде всего за счет увеличения потребления соков для детей раннего возраста и «частных торговых марок». По прогнозу представителя компании Tetra Pak Мартина Фейка, категория соков для детей раннего возраста в России по итогам 2011 г. может показать более чем семипроцентный рост.

Объем производства соковой продукции в России для детей раннего возраста за последние пять лет практически удвоился. Так, по данным РСПС, в 2006 г. он достигал 105 000 т, а в 2010 г. — 208 000 т.

В свою очередь наибольший сегмент в секторе продукции для детей занимает яблочная и яблокосодержащая соковая продукция, доля которой в течение последних пяти лет составляла не менее 60%. К слову, по словам президента РСПС Натальи Ивановой, соковая продукция на основе яблочного сока традиционно наиболее потребляемый в России продукт. Ее доля для всех категорий потребителей в общем объеме выпускаемой соковой продукции — около 33%.

Китай станет лидером по выпуску сока

Как отметил в своем докладе представитель международного исследовательского агентства Canadean, в мировом масштабе соковый рынок с 2006 г. находится в некоторой стагнации. Основные причины снижения роста — падение потребления соковой продукции в США и замедление роста сокового рынка в странах Старого Света.

Canadean прогнозирует, что до 2020 г. рынок безалкогольных напитков будет расти за счет Китая, Индонезии и Индии. К 2015 г., по их прогнозам, Китай станет мировым лидером по производству продуктов питания. Уже сейчас каждое второе яблоко и каждый второй персик, выращенный в мире, приходится на долю Китая. В производстве апельсинов лидируют Бразилия и США, в производстве абрикосов — Турция и Иран, гранатов — Индия. Россия занимает 3-е место в мире по производству вишни (после Турции и Польши).

По оценкам международных экспертов, уровень потребления соков в развитых странах составляет 30—40 л на человека в год. В России же этот показатель — порядка 20 л на человека в год. Поэтому соковая отрасль в России имеет большой потенциал для активного развития и в ближайшие годы. Кстати, по данным, прозвучавшим в ходе саммита, высокий уровень потребления соков в Ливии (54 л на человека в год). Наименьший уровень душевого потребления отмечен в Индии (600 мл) из-за того, что промышленное производства сока в стране составляет всего 10% от общего сокового производства.

По данным регулярного исследования «Российский индекс целевых групп», проводимого компанией Synovate Comcon, динамичный рост потребления соков в России прекратился и сейчас наблюдается нисходящий тренд. Пик потребления пришелся на 2007—2009 гг., когда рынок достиг насыщения. По данным анализа рынка соков и нектаров в России, подготовленного BusinesStat, в последние годы продажи соков и нектаров на российском рынке имели тенденцию к снижению. С 2008 по 2010 г. продажи снизились на 582 млн л в натуральном выражении.

Прекращение роста категории, совпавшее по времени с недавним экономическим кризисом, можно также объяснить и переосмыслением причин потребления продукта: граждане, воспринимавшие этот напиток преимущественно как источник здоровья, отказываются от потребления соков — образ полезного продукта был развенчан в последнее время.

Самая высокая доля потребления соков приходится на Москву, Санкт-Петербург, а также Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, где уровень потребления 70—80%. Наименьшая доля потребителей соков наблюдается в Южном федеральном округе (57%).

Интересно, что общая тенденция насыщения рынка соков едина для всех регионов страны независимо от уровня потребления продукта. Исключение составляют Сибирь и Дальний Восток, где заметно запаздывание общего тренда: в 2009—2011 гг. здесь произошла остановка роста потребления, однако падение доли потребителей еще не проявилось так ярко, как в целом по стране. По мнению экспертов Synovate Comcon, можно ожидать, что тенденция снижения потребления соков за Уралом проявит себя в ближайший год-другой.

Данные исследования также показывают и изменение мотивации потребителей при выборе соков. Последние годы уверенно растет доля тех, кто руководствуется такими факторами, как приемлемая цена (40% опрошенных, I квартал 2011 г.) и известность бренда (28%, по данным 1-го полугодия 2011 г.).

Одновременно все меньше людей обращает внимание на отсутствие консервантов (снижение с 40% в 1-м полугодии 2007 г. до 37% в 1-м полугодии 2011 г.), думает об их полезности для здоровья (соответственно снижение с 39 до 33%) и обогащенности витаминами (с 27 до 20%).

О запаздывании проявления нисходящего тренда за Уралом также свидетельствует и то, что потребители, проживающие в Сибири и на Дальнем Востоке, меньше придают значение фактору полезности для здоровья: доля тех, кто выбирает его как важный, сокращается, как и в целом по стране. Однако вопреки общей тенденции в этих регионах продолжает возрастать актуальность покупки соков без консервантов. Важность приемлемой цены, а также известности марки или производителя возрастает, как и в других регионах страны.

Самыми популярными вкусами для россиян на протяжении многих лет остаются апельсиновый (52%) и яблочный (51%) соки. Стабильное лидерство и большой отрыв от остальных вкусов позволяет предположить, что апельсиновый и яблочный соки не собираются сдавать лидирующие позиции.

России не хватает абрикосов и персиков

Эксперты мирового сокового рынка отмечают, что производство соковой продукции становится с каждым годом более затратным. Поэтому для развития сокового рынка в мировом масштабе необходимы расширение сырьевой базы и поиск новых источников сырья. Интересные данные озвучил профессор Мехмет Пала, представитель компании Doehler Co. Turkey: в последнее время специалисты отмечают изменение состава плодов фруктов. Так, в Турции урожай яблок иногда бывает с повышенной кислотностью, иногда нет. Такой нестабильности в кислотности урожаев прежде не отмечалось. Специалисты связывают это в первую очередь с изменением климатической ситуации на планете.

Решать проблему дефицита сырья надо и внутри страны. Чтобы поддержать российских производителей соков в августе текущего года, подкомиссия РФ по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию поддержала предложение об обнулении ставки пошлины на импорт пюре из абрикосов и персиков. Срок действия нулевой ставки — девять месяцев.