1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Власти больше не верят в российский авиапром

Российские власти официально признали отсутствие реальной пользы от пошлин на закупку зарубежной авиатехники. На заседании штаба по ликвидации последствий катастрофы Як-42 под Ярославлем 8 сентября президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства разработать программу обновления гражданского авиапарка и прекратить преференции отечественным производителям самолетов. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, в том числе поддержка национального производителя, пояснил он.

«Это очевидно, мы должны поддерживать своих производителей, но если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей», — заявил президент. Напомним, что в настоящее время действует 20-процентная таможенная пошлина на ввоз иностранных самолетов. До сих пор государство не препятствовало закупке иностранных воздушных судов, не имеющих российских аналогов.

Впрочем, несмотря на усилия государства, в парках российских авиакомпаний преобладают иностранные самолеты, которые, по мнению экспертов, надежнее и экономичнее в эксплуатации. Еще одна причина популярности иномарок: серийный выпуск самолетов, разработанных еще в СССР (Ту-204, Ту-214, Ил-96), последнее время составлял не более десятка бортов в год. Массовое производство же новых российских воздушных судов, в том числе Sukhoi Superjet 100, пока не налажено.

К смене вектора государственной политики в области авиации эксперты в целом относятся позитивно. «Разрешение иностранной техники — отличная идея, поскольку ввозные пошлины очень высокие, а отечественные производители просто не могут произвести необходимое рынку количество самолетов», — отметил в интервью РИА «Новости» гендиректор авиаброкерской компании «Авиа­чартер» Александр Морозов.

Российские власти, заявив, что безопасность полетов важнее интересов отечественного авиапрома, фактически признали отсутствие реальной пользы от пошлин на закупку зарубежных самолетов, считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. По его словам, пошлины отрицательно сказываются и на безопасности полетов, поскольку распространяются не только на самолеты, но и на авиазапчасти, в том числе двигатели. Их отмена позитивно скажется на безопасности, при этом отечественному авиапрому от этой меры не будет ни лучше, ни хуже.

Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд также полагает, что облегчение импорта не нанесет ущерба отечественному авиапрому, поскольку масштабно гражданские самолеты в РФ сегодня не производятся. Это решение станет благом в условиях бурного роста пассажиропотока.

В свою очередь бизнесмен Александр Лебедев считает возможное обнуление пошлин на ввоз всех видов иностранных самолетов бессмысленным: «„Трансаэро“ и „Аэрофлот“ получают льготы на покупку авиатехники все время, а все остальные либо ввозят то, на что пошлины были временно обнулены, либо завозят старую иностранную технику».

Авиакомпаний станет меньше

На заседании штаба 8 сентября президент также потребовал радикально уменьшить количество авиакомпаний. «Необходимо определиться с тем, как работают авиакомпании-перевозчики. Уже неоднократно говорилось о том, что их много, но я пока не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией… Надо быстрее все объединить и создать современный набор авиационных компаний, которые будут охватывать всю страну», — отметил Д. Медведев.

По данным Кремля, в настоящее время в России около 130 авиакомпаний. При этом 85% регулярных перевозок осуществляют лишь десять. Остальные работают на местных воздушных линиях и в сегменте чартерных перевозок. При этом, по подсчетам аналитиков Банка Москвы, доля ведущих компаний в совокупном пассажирообороте постоянно увеличивается: если в 2008 г. «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и «ЮТэйр» контролировали 52% рынка, то в 2009—2010 гг. уже 59%. Аналогично на топ-10 компаний в 2010 г. приходилось уже 80% пассажирооборота по сравнению с 72% двумя годами ранее.

Присутствовавший на совещании министр транспорта Игорь Левитин доложил президенту, что в августе на Правительственной комиссии по транспорту и связи принято решение: с 2012 г. все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее десяти воздушных судов с количеством мест свыше 50, и с 2013 г. — не менее 20 мест. То есть все авиакомпании, которым предстоит работать на регулярных маршрутах, будут иметь не менее 20 судов. Сейчас парком в 20 однотипных самолетов обладает не более десяти авиакомпаний. Впрочем, новые требования не распространяются на чартеры, бизнес-авиацию и региональные перевозки.

Еще одно новое требование, которое способно привести к ликвидации части авиакомпаний: с 2012 г. на все воздушные суда, которые были произведены 20 лет назад и более, должны быть установлены системы предупреждения столкновения с землей и системы предотвращения столкновений самолетов в воздухе. По словам экспертов, на большинстве Ту-134, Ан-24 и Ан-26 установить такие системы технически невозможно. По данным транспортного ведомства, пока эти требования выполнили лишь единицы перевозчиков.

Билеты подорожают

Опрошенные РИА «Новости» эксперты в целом полагают, что сокращение количества авиакомпаний отрицательно скажется на внутренних авиаперевозках и приведет к росту цен на туристических направлениях. Такое решение усложнит транспортную доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, России при ее размерах необходимо много авиакомпаний, но все они должны быть обеспечены качественной современной техникой.

С мыслью, что сокращение количества авиакомпаний ударит по регионам с низкой транспортной обеспеченностью, где в основном действуют мелкие перевозчики, согласен и А. Синицкий. Он уверен, что количество авиакомпаний никак не связано с безопасностью полетов. Более того, маленькую авиакомпанию с небольшим числом судов намного легче проверить, отметил А. Морозов.

В то же время А. Лебедев поддерживает идею сокращения количества авиакомпаний. По его мнению, 10—15 перевозчиков обеспечивают 90% перевозок, поэтому 130 эксплуатантов просто не нужны. Именно крупные компании могут обеспечить безопасность полетов, новый флот и подготовку летчиков. Другое дело, что сокращение потребует преодоления коррупции в органах регулирования и надзора. Вместе с тем нужно дотировать перевозки специального характера там, где сегодня «Аэрофлот», «Трансаэро» или «ЮТэйр» не летают.

По итогам заседания штаба Д. Медведев сформулировал набор поручений. Правительству, в частности, предписано подготовить и внести в Госдуму к 20 декабря 2011 г. проекты законов, предусматривающих увеличение штрафов за нарушение правил подготовки и выполнения полетов, а также возможность внесудебного порядка приостановки работы авиакомпаний, нарушающих требования воздушного законодательства РФ.

Глава государства также поручил правительству к 15 ноября 2011 г. подготовить проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Воздушный кодекс РФ «в части, касающейся реализации международных стандартов в области государственного надзора за подготовкой авиационного персонала, реализации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, а также внедрения систем управления безопасностью полетов».

Президент распорядился к 1 декабря 2011 г. «обеспечить повышение роли Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в обеспечении безопасности на транспорте, предусмотрев при этом возможность сохранения ее штатной численности», а к 1 февраля 2012 г. — неотложно субсидировать местные и региональные перевозки, а также лизинг гражданских воздушных судов, «соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства-производителя».

12 сентября совещание на тему транспортной безопасности в связи с авиакатастрофой, в которой погибли игроки и тренеры хоккейного клуба «Локомотив», провел ответственный за выполнение распоряжений президента премьер-министр Владимир Путин. «Все авиакомпании — и крупные, и небольшие — должны соблюдать требования безопасности, те, кто эти требования не исполняют, могут быть закрыты», — сказал премьер.

Заявления руководства страны об удалении с рынка мелких авиакомпаний на руку ведущим игрокам рынка. Так, после речи президента акции «Аэрофлота» на ММВБ поднялись на 2,7%. Торги закрылись ростом стоимости бумаг в 1,23%.

К сведению

Самолет Як-42, на борту которого находились 45 человек — 37 пассажиров и восемь членов экипажа, упал 7 сентября после взлета из аэропорта «Туношна» в Ярославской области. Хоккеисты «Локомотива» летели в Минск на игру первого тура регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги. На месте погибли 43 человека, хоккеист Александр Галимов скончался в больнице 12 сентября.

Основные показатели работы гражданской авиации России за январь — июль 2010—2011 гг.

Показатель работы
по видам сообщений

Январь —
июль 2010 г., чел.

Январь —
июль 2011 г., чел.

% к соотв. периоду
прошлого года

Перевозки пассажиров

31 178 854

34 837 577

111,7

в том числе
международные перевозки

15 144 526

16 960 186

112,0

из них
между Россией и зарубежными
странами за пределами СНГ

13 226 995

14 235 322

107,6

между Россией и странами СНГ

1 917 531

2 724 864

142,1

внутренние перевозки

16 034 328

17 877 391

111,5

из них
местные перевозки

795 622

859 560

108,0

Источник: Росавиация

Сумма:
%