1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

У импортеров проблемы...

Сегодня многие отечественные импортеры, закупающие товар на иностранную компанию с целью минимизации налогов и таможенных платежей на территории России, очень сильно рискуют. Чем это вызвано и можно ли избежать крупных неприятностей? Об этом рассказывает председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.

Импорт товаров по «серой» схеме пользуется сегодня особой популярностью у тех российских импортеров, кто:

  • хочет провести товар через границу без явных нарушений, тем самым застраховав себя на случай проведения очередной «импортной» операции силовых ведомств;
  • не прочь «сэкономить» и на взятках, и на платежах в бюджет.

И все бы ничего, если бы не ужесточение правил игры, из-за чего многие «серые» схемы становятся чрезвычайно рисковыми.

Учет и контроль

В свете усиления налогового контроля в ряде зарубежных стран добросовестные иностранные поставщики уже стали уделять повышенное внимание юридическому анализу контрагентов, с которыми предстоит заключить договор поставки.

Разумеется, зарубежным налоговым органам мало дела до порядка уплаты таможенных сборов в России. Каждую сделку с оффшорной фирмой они рассматривают в свете попытки ухода от налогов в своей стране. И все сделки с ними стараются проверить в первую очередь.

Так, в разных странах появились собственные «черные» списки непрозрачных офшорных финансовых центров. Например, фирмам с российскими бенефициарами фактически невозможно открыть в Великобритании местный счет, получить в налоговой службе документ о резидентности, который позволяет избежать двойного налогообложения в рамках соответствующего договора.

Открой личико!

Чтобы удовлетворить требованиям своих налоговых органов, зарубежные компании вынуждены запрашивать у россиян дополнительную информацию о той фирме, через которую производится закупка.

Это не должна быть фирма «с полки», представляющая собой набор документов. Она обязана иметь действующий офис, причем не обязательно по месту регистрации: оффшорная компания может открыть офис в любой европейской стране. Главное при этом— поставить офис на налоговый учет.

Другое требование — наличие не «призрака», а реального руководителя, с которым поставщик мог бы встретиться, если возникнет такая необходимость.

Поставщику также важно понять, кто контролирует фирму-закупщика и является центром принятия решения.

Вторая причина ужесточения требований к контрагентам — это общемировая тенденция усиления контроля финансовых потоков в целях борьбы с отмыванием денег и противодействия терроризму. Так, существует Международная группа по борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем (ФАТФ), полноправным членом которой является, кстати, и Россия. Есть еще и Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OЭСР), которая борется с недобросовестной налоговой конкуренцией. В документах ФАТФ и ОЭСР не раз отмечалось: товары, которые имеют биржевую цену или просто легко перепродаются, могут использоваться для отмывания денег.

К сожалению, типичная схема работы российских закупщиков с иностранными продавцами укладывается в эту схему отмывания денег «через товар». Она действительно выглядит как попытка отмывания денег: закупка через офшор и продажа черт знает куда. И поэтому компании теребят своих контрагентов: докажите, что это реальная торговая операция.

«Русский серый импорт»

Финансовые учреждения также все настойчивее рекомендуют своим клиентам проверять чистоту финансовых потоков и контрагентов. Зачастую банки сообщают своим клиентам, что ими получен платеж из подозрительного источника, которым может быть оффшорная компания, американская фирма-однодневка и т. д.

Поставщик обязан отреагировать на просьбу банка, поскольку тот может притормозить платеж. Как объяснить, что это не подозрительный источник, а просто русские так закупают товар? Проблема.

Помимо этого ужесточились требования и к самим банкам, обслуживающим импортеров. Около 3 лет назад в документах европейских организаций по борьбе с отмыванием денег появился термин «Russiangray imports» — «Русский серый импорт». И достаточно точно была описана схема, объясняющая данное словосочетание.

Теперь зарубежные банки стали требовать от своих клиентов не только контракты на поставку товара, но еще и отгрузочные документы, подтверждающие наличие груза. В том числе счет-фактуру под каждый платеж, что для средней компании практически невыполнимо, особенно в случае множественности поставок и широкого ассортимента товаров.

Если счет из оффшорной компании прислан из офиса в России — это уже подозрительно. Коль скоро банки не получат убедительного объяснения, они имеют право блокировать платеж. И надо сказать, они этим пользуются все чаще и чаще.

Некоторые банки, в частности прибалтийские, за последние полгода испытывают сильное давление американцев, которые настаивают на том, чтобы они не обслуживали компании, зарегистрированные в США, но не вставшие на налоговый учет и не выполняющие обязанности налогоплательщика.

В конце прошлого года американские клиринговые банки фактически вынудили прибалтов прекратить открытие и обслуживание счетов американских фирм-однодневок. Та же история с английскими компаниями, которые обязаны как минимум подавать годовой отчет в службу регистрации компаний.

Большинство документов, подаваемых ей, являются публичными. И через Интернет можно легко проверить, какие финансовые обороты, прибыль декларирует компания. Если там стоят нули или незначительные обороты, а в реальности через счет в банке проходит 30 млн долларов в год, то у банка появляются основания полагать, что данная компания используется недобросовестно.

О возможных вариантах решения этой непростой для российских импортеров ситуации — в следующих выпусках «ЭЖ».

«Черные» списки

Международные

«Черный» список FATF стран и территорий, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма (по состоянию на 27 октября 2004 года):

  • Острова Кука
  • Индонезия
  • Мьянма
  • Науру
  • Нигерия
  • Филиппины

*Впервые «черный» список ФАТФ был опубликован в июне 2000 года и включал в себя 15 стран, большинство из которых были офшорные центры. Сейчас в списке 2 офшорные зоны— Науру и Острова Кука.

«Черный» список OECD офшорных зон, не сотрудничающих в сфере борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией (по состоянию на 23 ноября 2004 года):

  • Княжество Монако
  • Княжество Лихтенштейн
  • Андорра
  • Либерия
  • Маршалловы острова

«Черный» список FinCEN «подозрительных» стран сточки зрения вовлечения в процесс отмывания денег (по состоянию на ноябрь 2004 года):

  • Египет
  • Мьянма
  • Науру
  • Нигерия
  • Острова Кука
  • Филиппины

*FinCEN— Бюро по противодействию финансовым преступлениям (Financial Crimes Enforcement Network — FinCEN), подразделение Федерального казначейства США. Американские банки применяют список FinCEN наравне со списком FATF.

Российские

1. Первая группа:

  • Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк), о-в Мэн
  • Ирландия (Дублин, Шеннон)
  • Республика Кипр
  • Республика Мальта
  • Китайская Народная Республика (Гонконг)
  • Великое Герцогство Люксембург
  • Швейцарская Конфедерация
  • Республика Сингапур

2. Вторая группа:

  • Антигуа и Барбуда
  • Содружество Багамы
  • Барбадос
  • Белиз
  • Бруней – Даруссалам
  • Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории: Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, Монтсеррат, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Острова Кайман
  • Содружество Доминики
  • Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь)
  • Ливанская Республика
  • Мальдивская Республика
  • Княжество Монако
  • Нидерландские Антилы
  • Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи)
  • Республика Панама
  • Португальская Республика (о. Мадейра)
  • Независимое Государство Западное Самоа
  • Республика Сейшелы
  • США: Виргинские о-ва США, Содружество Пуэрто-Рико, штат Вайоминг, штат Делавэр
  • Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

* Полностью Список приведен в Указании ЦБ РФ от 7 августа 2003 г.№ 1317-У.

Три случая применения Списка российскими банками:

1 При установлении корреспондентских отношений с иностранными банками.

2 В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 7 августа 2003 г. российские банки при операциях с резидентами офшорных зон из второй и третьей группы Списка обязаны формировать резервы под:

— кредиты, ссуды;

— остатки на корреспондентских счетах в банках— резидентах офшорных зон;

— договоры лизинга;—

банковские гарантии и поручительства;

— ценные бумаги, эмитированные резидентом офшорной зоны;

— срочные сделки;

— аккредитивы в пользу бенефициара — резидента офшорной зоны;

— брокерские договоры.

3 В соответствии с Положением ЦБ РФ от 19 августа2004 г. № 262-П российские банки должны разработать внутреннюю программу идентификации клиентов и порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма. К операциям повышенной степени риска отнесены операции с резидентами офшорных зон из второй и третьей группы Списка.