Тонкая доводка

| статьи | печать

Министры определились с поправками в законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Правительство приняло решение внести в Государственную Думу пакет законопроектов, направленных на усовершенствование института несостоятельности (разработчик — Минэкономразвития). Согласно заявлению одного из руководителей МЭРТ одобренные Кабинетом министров документы — взвешенный и обоснованный результат работы в тесном сотрудничестве с профессиональным экспертным сообществом, что позволило наиболее полно учесть выявленные практикой противоречия и пробелы действующих правовых норм.

Напомним, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (уже третий по счету) вступил в силу в декабре 2002 года и за свою бурную жизнь вызвал множество нареканий всех участников рынка. Примечательно, что с целью сглаживания «недостатков» Закона министерством Грефа только в течение 2004 года разработано несколько десятков нормативно-правовых актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных приказов и др.). Неудивительно, что «назрела» и необходимость внесения изменений в отдельные его положения, а также «профильные» статьи Гражданского, Бюджетного, Налогового и Уголовного кодексов. Не обошли вниманием и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Предлагаемые на суд депутатов законопроекты вряд ли встретят какое-либо активное сопротивление, так как позволят решить ряд действительно злободневных проблем рынка несостоятельности. Так, например:

  • Становится возможным заключение мирового соглашения, если среди кредиторов — уполномоченный орган. Определены основания для принятия ФНС России решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по платежам, а также установлен ее максимальный срок — до одного года.
  • Создаются условия для более эффективной «работы» МВД России по ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 (преднамеренное банкротство), ст. 197 УК РФ (фиктивное банкротство). В частности, уточняются составы правонарушений.
  • Решается вопрос «бесхозности» арбитражных управляющих, участвующих в процедурах, начатых по старым законам. В настоящий момент подобных «ликвидаторов» более 2,5 тысячи. Предполагается возложить контроль за «вольными стрелками» на регулирующий орган (Госрегистрация).
  • Появляется реальный механизм назначения кризис-менеджеров на режимные предприятия. В частности, определяется порядок получения кредитором и саморегулируемой организацией сведений о наличии государственной тайны в деятельности должника.

Вместе с тем, по мнению экспертов, предлагаемые правительством «нововведения» никак не затрагивают самого наболевшего и злободневного вопроса — низкой оплаты труда кризис-менеджеров (вследствие неурегулированности порядка определения размера вознаграждения). Высокие обязательные расходы «ликвидаторов» (на страхование ответственности, взносы в СРО и другие), как правило, не только не обеспечиваютих экономическую заинтересованность, но и зачастую делают работу убыточной (как показывает практика, только каждое пятое предприятие-банкрот имеет хоть какие-то активы). Последнее полностью исключает наличие цивилизованного рынка услуг арбитражных управляющих, способствует его скорейшей и всеобщей криминализации.

«Интересы» госорганов в сфере банкротства

Минэкономразвития Россиинормативное правовое регулирование и выработка государственной политики;

ФНС Россиипредставление требований по обязательным платежам и денежным обязательствам;

Росимуществопредставление интересов собственника имущества должника — государственного унитарного предприятия;

Госрегистрацияконтроль над деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

370 млрд руб. — просроченная задолженность действующих предприятий государству (из нее162 млрд — по платежам во внебюджетные фонды).

1,5 млрд руб. в год — лимит ФНС России на отсрочку (рассрочку) платежей в рамках процедур несостоятельности (банкротства).

200 млн руб. предусмотрены в федеральном бюджете на 2005 год на реализацию ФНС России мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в том числе и на ликвидацию отсутствующих должников.