Проверяем налоговое здоровье контрагента

| статьи | печать

В своих письмах Минфин России неоднократно обращал внимание налогоплательщиков на то, что при выборе контрагентов необходимо действовать осмотрительно и осторожно. По мнению финансистов, организации неплохо бы собирать определенные сведения о потенциальном партнере. Ведь это исключительно в ее налоговых интересах. О каких именно сведениях идет речь, где их добыть и как списать расходы, если для этого привлекают сторонних специалистов, читайте в статье.

Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — контрагент!

Подтверждением тому, что партнер по бизнесу реально существующая компания, а не «ежик в тумане», может служить выписка из ЕГРЮЛ. Но этого для спокойной работы мало. По мнению Минфина России, надо учитывать и иные сведения и документы. Например, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, разрешительные документы (в частности, лицензию, если бизнес-партнер осуществляет лицензируемую деятельность). Также финансисты рекомендуют запрашивать у уполномоченных представителей контрагентов доверенности, подтверждающие право подписывать документы. Такие рекомендации изложены в письмах Минфина России от 24.09.2010 № 03-02-07/1-423, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477 и др.

Кроме указанных сведений и документов нужную информацию о контрагенте можно почерпнуть из Интернета. Допустим, проверить, есть ли у него интернет-сайт и поддерживается ли он в актуальном состоянии. На сайте ФНС России регулярно публикуют данные об адресах массовой регистрации и номинальных директорах. На сайте Федеральной антимонопольной службы размещен Реестр недобросовестных поставщиков. Это компании, которые участвовали в госзакупках, но по каким-либо причинам не выполнили своих обязательств. Данный реестр размещен по адресу www.rnp.fas.gov.ru.

Еще один документ, который будет нелишним получить из налоговой инспекции по месту постановки на учет контрагента, — подтверждение того, что он представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность. Даже если на запрос организации налоговый орган ответит отказом, это будет свидетельствовать о том, что она предприняла попытки узнать о потенциальном партнере всю подноготную.

Почему компании важно иметь указанные сведения? Чтобы не быть обвиненной в получении необоснованной налоговой выгоды. Напомним, что «под налоговой выгодой понимается снижение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета» (п. 2 постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Исходя из судебной практики обстоятельствами, свидетельствующими о необоснованной налоговой выгоде, могут, в частности, являться отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или использование им адреса массовой регистрации, а также ликвидация юридического лица в принудительном порядке (письма Минфина России от 19.03.2010 № 03-02-07/1-118 и от 16.03.2010 № 03-02-07/1-110).

Проиллюстрируем сказанное. ФАС Поволжского округа установил, что налогоплательщик принял от одного партнера и использовал в расчете с другим контрагентом вексель несуществующего юридического лица (не зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц). Это, по мнению суда, свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика (постановление от 25.05.2006 № А65-11426/05-СА1-23). В постановлении ФАС Уральского округа от 03.03.2009 № Ф09-774/09-С2 указано на недобросовестность налогоплательщика, потому что его контрагент ликвидирован по решению суда. Суд признал налогоплательщика недобросовестным из-за того, что его контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации (постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.2009 № А55-18405/2008 и Волго-Вятского округа от 17.09.2009 № А82-13773/2008-99). А Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.11.2008 № 9299/08 указал на получение плательщиком необоснованной налоговой выгоды из-за отсутствия у его контрагента налоговой и бухгалтерской отчетности, подписанной уполномоченными лицами.

Почем информация для народа?

Компания должна самостоятельно решить, каким способом будет собирать сведения о своих контрагентах. Есть два варианта:

  • поручить это штатным сотрудникам;
  • привлечь третьих лиц.

С первым вариантом все понятно. Если в организации имеются собственная служба безопасности, юридический отдел, иные аналогичные службы, то сбор документов, дабы оградить родную компанию от претензий чиновников, входит в их должностные обязанности.

Второй вариант подразумевает заключение договора со специализированной организацией (например, детективным агентством). Очевидно, что такие услуги влекут определенные затраты. Но поскольку в действующем законодательстве нет прямого требования представлять документы, свидетельствующие об осмотрительности в выборе контрагента, возникает вопрос: можно ли списать стоимость таких услуг в расходы и принять к вычету «входной» НДС по ним?

По своей сути подобные услуги подходят под информационно-консультационные, которые учитываются в расходах по налогу на прибыль на основании подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако налоговики не считают их таковыми и не разрешают учитывать для целей налогообложения. Подтверждение тому — постановление ФАС Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7517-11. Суть спора состояла в следующем. Компания заключила договор с детективным агентством на оказание определенных услуг. Их стоимость — около 700 000 руб. Услуги состояли в изучении рынка, сборе информации для деловых переговоров, выявлении некредитоспособных или ненадлежащих деловых партнеров. Факт их оказания был подтвержден документально. Организация представила письменные запросы, которые составляла в адрес детективного агентства, акты сдачи-приемки услуг и отчеты исполнителя. Последние содержали информацию о лицах, в сотрудничестве с которыми было заинтересовано предприятие.

Налоговый орган при выездной проверке исключил эти суммы из расчета по налогу на прибыль. Он посчитал, что затраты не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, то есть необоснованны. Причиной послужило отсутствие в представленных актах сдачи-приемки и отчетах исполнителя подробной расшифровки по видам услуг, данных о формировании цены и определении стоимости по конкретным услугам, а также инициалов физических лиц и организационно-правовых форм юридических лиц (потенциальных и действующих партнеров), в отношении которых осуществлялся сбор информации. Поэтому, по мнению налогового органа, экономическая обоснованность затрат на оказание информационно-консультативных услуг документально не доказана. Кроме того, не подтверждены их направленность на получение дохода и факт использования результатов услуг в деятельности.

Суды всех трех инстанций поддержали организацию. Они указали, что право на отнесение налогоплательщиками в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затрат на юридические и информационные услуги предусмотрено подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих инспекции оценивать произведенные расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Основной аргумент инспекции об отсутствии в актах подробного описания оказанных услуг суд отклонил. Он отметил, что исполнителем по договору является организация, осуществляющая специальную деятельность на основании лицензии, выданной управлением внутренних дел. При осуществлении деятельности детективное агентство обязано соблюдать режим конфиденциальности, который распространяется на предоставляемую информацию. Это позволяет не давать в отчетах и актах подробное описание услуг. Дополнительным доводом для признания расходов обоснованными явилось то, что полученные сведения были для компании существенными, поскольку позволили избежать экономических рисков при осуществлении деятельности.

Презумпцию добросовестности никто не отменял

Исходя из основных принципов законодательства о налогах и сборах предполагается, что плательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке. При этом сам плательщик не обязан доказывать свою невиновность. В этом и заключается презумпция добросовестности.

Доказать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения, и виновность лица в его совершении — задача налоговых органов. Отметим, что все неустранимые сомнения в виновности привлекаемой к ответственности компании толкуются в ее пользу.

Все это мы напомнили не случайно. Налогоплательщики, во-первых, не несут ответственности за действия своих контрагентов, а во-вторых, не обязаны проверять потенциальных контрагентов под лупой, передавать соответствующую информацию в налоговые органы и тем самым облегчать им задачу по выявлению фирм-однодневок и других недобросовестных хозяйствующих субъектов. У бизнеса другие задачи.

справка

Согласно ст. 3 Закона РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в целях сыска разрешается предоставление, в частности, следующих видов услуг:

  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов