1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1012

Новости («Новая бухгалтерия», № 8, 2011г.)

Налоговые отношения

Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»


Первая часть Налогового кодекса дополнена новым разделом V.1, «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль соответствия цен (рентабельности), примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности). Соглашение о ценообразовании». В нем даются основные понятия, применяемые при контроле за ценами, методики определения рыночных цен, критерии взаимозависимости участников налоговых отношений, критерии контролируемых сделок. К последним будут относиться не только сделки между взаимозависимыми лицами, но и сделки, приравненные к контролируемым (например, сделки, одна из сторон которых зарегистрирована в офшоре). Налогоплательщики должны будут уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных в календарном году.

За невыполнение установленных требований вводится система санкций.

Обязанность доказывать, что примененная в сделке цена не является рыночной, возложена на налоговые органы (так называемая «презумпция рыночности цен»).

В сравнении с действующим порядком закон сужает круг сделок, подпадающих под налоговый контроль. Так, из их числа исключены бартерные операции и сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

У крупнейших налогоплательщиков будет возможность заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании для целей налогообложения на три года с возможностью его продления еще на два года. Госпошлина за рассмотрение соответствующего заявления составит 1,5 млн руб.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 г.

Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362
«Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Утверждены новые формы сведений, представляемые в налоговые органы, и порядок их заполнения. Применять их компании могут с 30 июля 2011 г. Корректировке подверглись формы № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», № С-09 2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях», № С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации». Действующая же форма № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации» будет заменена на две новые — № С-09-3-1 и С-09-3-2. Соответственно первый документ следует заполнять при открытии, а второй — при закрытии подразделения.

Приказ ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/368
«О внесении изменений в приказ ФНС России от 25 октября 2010 г. № ММВ-7-3/515@ „Об утверждении порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии“»

Необходимость внесения изменений в существующий порядок уведомления банком налоговиков о факте выдачи банковской гарантии (утвержден приказом ФНС России от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515) обусловлена тем, что с 1 июля этого года начала действовать норма п. 11 ст. 204 НК РФ. Согласно ей производители алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления в налоговую инспекцию банковской гарантии.

Напомним, что такие изменения были внесены в ст. 204 Налогового кодекса Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-ФЗ.

Комментируемые поправки предусматривают, что банк должен сообщить в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика о выдаче банковской гарантии. Сделать это надо не позднее следующего дня, когда состоялась такая выдача. Уведомление направляется так же, как и в случае предоставления гарантии при возмещении НДС в заявительном порядке.

Кроме того, чтобы не платить авансовый платеж, компании должны представить одновременно с банковской гарантией извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Соответствующая форма извещения утверждена приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/367.

Письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/394

Компания имеет право учесть при расчете налога на прибыль расходы на командировку надомника.

Минфин России продолжил тему учета расходов в случае, когда в служебную командировку отправляется работник, выполняющий свои трудовые обязанности на дому. Напомним, что в письме от 02.06.2011 № 03-03-06/1/322 финансисты разрешили учесть расходы в ситуации, когда надомник прибыл для решения служебных вопросов в организацию. При этом работник и работодатель находятся в разных городах.

Теперь Минфин России не возражает против учета командировочных расходов надомника при его поездках к контрагентам организации, которые расположены в других населенных пунктах.

Письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/398

Проценты по долговым обязательствам не должны увеличивать первоначальную стоимость основного средства.

По мнению специалистов финансового ведомства, компания не имеет права включить в первоначальную стоимость основного средства проценты по кредиту, предоставленному на его приобретение.

Свою точку зрения Минфин России аргументирует тем, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ содержит специальную норму для учета процентов по долговым обязательствам. Она изложена в ст. 269 НК РФ. Именно этим порядком должны руководствоваться налогоплательщики при отражении в составе расходов указанных процентов.

Заметим, что такой позиции финансисты придерживаются давно и ее разделяют некоторые суды (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-03-06/1/408 и постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2010 № Ф09-4668/10-С3 по делу № А50-31503/2009). Но есть и другой вариант: компания до принятия имущества на учет может включить проценты по целевому кредиту на покупку основного средства в его первоначальную стоимость. Ведь она формируется с учетом всех расходов на приобретение нового объекта (ст. 257 НК РФ). В этом случае бухгалтеру не нужно отражать в бухгалтерском учете разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

На наш взгляд, компания имеет полное право самостоятельно решить, как отражать спорные проценты в налоговом учете, и прописать выбранный порядок в учетной политике. Основание — п. 4 ст. 252 НК РФ.

Письмо Минфина России от 04.07.2011 № 03-03-06/1/389

Финансовое ведомство рекомендует налогоплательщикам утверждать порядок отнесения расходов, связанных с НИОКР, к расходам на такие разработки в учетной политике. Если отдельные расходы относятся одновременно к нескольким НИОКР или к иной деятельности, не связанной с НИОКР, компания тоже вправе определить порядок распределения указанных затрат в учетной политике.

Периодом осуществления названных расходов будет тот налоговый (отчетный) период, в котором исследования или опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ) были завершены.

Письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354

Минфин России предложил компаниям при составлении путевых листов использовать данные спутниковых навигаторов.

Комментируемое письмо посвящено документальному подтверждению для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение топлива. Финансисты указали, что утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 реквизиты и порядок заполнения путевых листов в обязательном порядке должны применять организации автомобильного транспорта. Остальные компании для подтверждения расходов на топливо могут использовать и другие документы. Минфин России считает, что при составлении таких документов можно принимать во внимание данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с помощью системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и иных аналогичных систем. Главное, чтобы они позволяли достоверно определить пройденный автотранспортом путь.

Письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/351

Финансовое ведомство напомнило, что в случае отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи и заявления им требования о возврате уплаченной за товар суммы соглашение считается расторг­нутым. Если договор расторгнут в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением требований к качеству товара, он признается прекращенным с момента отказа покупателя от его исполнения и требования возврата уплаченных денег.

Расторжение договора купли-продажи следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию. Связанные с ней доходы и расходы продавец должен отразить в налоговом учете в периоде прекращения договора в следующем порядке. В составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода отражается сумма возвращенной покупателю оплаты как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, на основании подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ. Одновременно в доходы, учитываемые при налогообложении прибыли, включается стоимость возвращенного покупателем товара, на которую был уменьшен доход от его реализации, как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету у продавца по стоимости, по которой он учитывался на дату реализации.

Письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-07/1-179

Финансисты рассказали, какая ответственность грозит компаниям, если они не представили налоговикам сведения о среднесписочной численности работников.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны ежегодно представлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Сделать это необходимо до 20 января текущего года (п. 3 ст. 80 НК РФ). За нарушение данного требования предусмотрен штраф на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса.

В каком порядке будет рассматриваться дело о налоговом правонарушении, по мнению Минфина России, зависит от того, при каких обстоятельствах оно выявлено.

Если факт несвоевременной сдачи сведений обнаружен в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, применяется порядок, предусмотренный ст. 101 НК РФ, если в ходе иных мероприятий налогового контроля — используется порядок, прописанный в ст. 101.4 НК РФ.

Помимо этого из разъяснений специалистов финансового ведомства можно сделать вывод, что за несвоевременную сдачу сведений о среднесписочной численности работников должностных лиц компании могут привлечь к ответственности по ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях.

Письмо Минфина России от 06.06.2011 № 03-03-06/1/324

Командировочные расходы в иностранной валюте нужно пересчитывать на день утверждения авансового отчета.

В комментируемом письме Минфин России напомнил, что для командировочных затрат предъявляются общие для всех расходов требования об экономической обоснованности и документальном подтверждении (ст. 252 НК РФ). Таким образом, чтобы признать в налоговом учете расходы на командировки, их нужно документально подтвердить.

Работник в течение трех дней после возвращения из командировки должен представить в бухгалтерию авансовый отчет и отчет о выполненной работе (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).

Именно к авансовому отчету и прилагаются документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы. И если они были осуществлены в иностранной валюте, то их нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату утверждения авансового отчета (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Письмо ФНС России от 27.06.2011 № ЗН-4-11/10181@

«По вопросу применения налоговой ставки при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования»

Налоговики ответили на вопрос, как рассчитывать кадастровую стоимость для земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования. Налоговой базой для земельного налога является кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования рассчитывается для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. 2.2—2.6 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.

Между тем для земельных участков в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка, предусмотрено исключение. Для них кадастровая стоимость определяется по п. 2.2 Методических указаний.

В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение наибольшее.

Письмо ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9150

Налоговики рассказали, когда работодатель может вернуть сотрудникам, получившим статус налогового резидента РФ, излишне удержанный НДФЛ.

С этого года действуют новые правила возврата НДФЛ тем работникам, которые получили статус налогового резидента РФ. В этом случае согласно п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса РФ возврат в связи с перерасчетом сумм НДФЛ по итогу налогового периода (календарного года) производится налоговым органом. Для этого работник должен по окончании года подать налоговую декларацию в инспекцию, где он стоит на учете по месту жительства (месту пребывания).

Между тем, по мнению налоговых органов, из данного правила есть исключение.

Так, если налоговый статус работника изменился после 3 июля соответствующего календарного года, то суммы налога за этот налоговый период на основании заявления работника могут быть пересчитаны организацией по ставке 13% и возврат излишне удержанного налога на доходы физических лиц в этом случае будет осуществлять работодатель.

Социальное страхование

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н
«Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»

Письмо ФСС России от 15.07.2011 № 14-03-11/15-7481

Новая форма листка нетрудоспособности применяется с 1 июля 2011 г. (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н, подробнее об этом читайте на с. 51). А с 22 июля 2011 г. действует порядок заполнения новой формы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н. Особенностям его применения посвящено письмо ФСС России от 15.07.2011 № 14-03-11/15-7481.

В письме даются ответы на три важных для работодателя вопроса: как заполнять строку «место работы — наименование организации», какой печатью заверять больничный и кто его вправе подписывать.

Название организации может быть длиннее 29 ячеек, предусмотренных в новой форме. Фонд рекомендует указывать сокращенное наименование (даже если оно не предусмотрено уставными документами) и приводит перечень полных и сокращенных наименований в приложении к письму. Если в учредительных документах нет сокращенного наименования, его надо установить и согласовать с региональным отделением ФСС России. О сокращенном названии должны знать и работники, чтобы правильно назвать место работы при оформлении больничного.

Если и сокращенное название не помещается в отведенных ячейках, страхователю рекомендуют поставить свой ИНН.

Что касается оттиска печати на больничном, он должен идентифицировать полное/сокращенное наименование организации (см. ГОСТ Р 51511—2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» от 25.12.2011 № 573-ст).

В новом бланке предусмотрено, что его заверяют руководитель и главный бухгалтер организации. В фонде считают, что больничный вместо руководителя вправе подписать его заместитель. Для этого нужен приказ или распоряжение руководителя. Гендиректор может также делегировать право подписи больничного руководителю филиала (обособленного подразделения), зарегистрированного в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в региональном отделении фонда по месту нахождения филиала (подразделения). В этом случае потребуется доверенность.

Государственное регулирование

Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 № 459
«О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

Федеральная исполнительная власть вмешалась в стандарт раскрытия информации управляющими компаниями. Согласно внесенным в него изменениям теперь управляющие компании будут раскрывать информацию о своей деятельности на двух сайтах — обязательно на официальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом), и по выбору на своем сайте, на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, или сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая компания осуществляет деятельность.

До внесения изменений информацию следовало раскрывать путем размещения на одном сайте — собственном, регионального органа исполнительной власти или муниципального образования. Причем управляющим компаниям предоставлялась полная свобода выбора.

Документ действует с 1 июля 2011 г.

Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2011 № 208
«Об утверждении порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями»

Определены правила раскрытия информации ОАО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с момента включения их в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий период, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества.

Информация раскрывается путем:

— размещения на официальном сайте ОАО или ГУПа, МУПа (при наличии);

— направления органу госвласти (органу местного самоуправления), осуществляющему функции в области приватизации, для размещения на официальном сайте, определенном в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», сайте его территориального органа, сайте юридического лица, привлеченного по решению правительства.

Приказом также утверждены формы раскрытия информации.

Документ вступил в силу с 12 июля 2011 г.

Письмо ФАС России от 01.07.2011
‹О согласовании с антимонопольным органом акционерных соглашений›

Федеральная антимонопольная служба разъясняет, что если акционер на основании акционерного соглашения получит право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25, 50 и 75% голосующих акций и возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в этих акциях, то приобретение таких прав требует предварительного согласия антимонопольного органа либо его уведомления после совершения сделки.