1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Авиакомпании скинутся. За счет пассажиров

Минтранс России подготовил новый вариант законопроекта «О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров», направленный на создание гарантийного фонда для оплаты перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. Документ направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства, а также в авиакомпании.

Минтранс еще в 2010 г. выступил с инициативой создания своеобразной «подушки страховой безопасности» для авиаперевозок после громких банкротств нескольких авиакомпаний — «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний», «Дальавиа», «КД авиа», «Заполярья», «Амурских авиалиний», заложниками которых оказались тысячи пассажиров. Тогда все пассажиры проблемных компаний перевозились за счет федерального бюджета. Но если в 2010 г. на эти цели было выделено 5 млрд руб., то в 2011 г. — лишь 300 млн руб., а в последующие годы государственное субсидирование и вовсе будет отменено.

Вот и решил глава Минтранса Игорь Левитин создать ведомственную «подушку безопасности», призвав авиакомпании скинуться в специальный фонд. По замыслу Минтранса, за три года с 2012 г. они должны собрать от 3 до 5 млрд руб. Размер взносов определялся от пассажирооборота на регулярных рейсах. Для решения этой задачи намечалось создать некоммерческую организацию, которая бы управляла фондом.

Однако крупнейшие авиаперевозчики отказались скинуться в этот фонд. И первой выступила против инициативы Минтранса самая крупная и самая крепкая в финансовом отношении компания — «Аэрофлот».

«Аэрофлот» предпочитает страхование риска ответственности, заявил тогда журналистам гендиректор компании Виталий Савельев. С тех пор позиция не поменялась.

По новому варианту законопроекта специальный авиационный фонд начнет работать не в 2012 г., как планировалось ранее, а в 2013-м. И теперь управлять фондом будет новая госструктура в лице федерального агентства. Наполняться он, как и задумывалось, будет за счет участников рынка, размеры взносов привязаны к пассажиро-километрам. Правда, в документе отмечается, что источником наполнения фонда станет увеличение стоимости билетов на авиарейсы всего на 30 руб. В 2010 г. российские авиакомпании перевезли 57 млн пассажиров. Умножаем 30 руб. на это число и получаем 1,7 млрд руб. Что и требуется Минтрансу, чтобы в 2013 г. появился фонд. Как говорится, и волки сыты, в смысле государству не надо раскошеливаться из бюджета на эту сумму, и овцы целы, поскольку авиакомпаниям не придется отстегивать в фонд ни копейки из своей прибыли. И мелкие авиаперевозчики из зоны риска могут спокойно банкротиться, поскольку фонд их подстрахует.