1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 929

Чиновников будут штрафовать за нарушение стандартов предоставления госуслуг

На днях в Госдуму по инициативе Правительства РФ был внесен законопроект, предусматривающий изменения сразу в два закона — КоАП РФ и Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). Поправки направлены на создание механизма досудебного (внесудебного) обжалования гражданами и юридическими лицами решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную и (или) муниципальную услугу. Кроме того, предлагается ввести несколько новых составов административных правонарушений.

Законопроект № 571642-5

В настоящий момент Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует вопросы обращений с административными жалобами в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.

Жалобы граждан, требующие оперативного принятия решений, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. В результате обжалование не помогает получению своевременной и качественной государственной услуги. Жалобы пере­адресовываются и поступают к должностным лицам, которые не несут ответственности за формальный ответ или игнорирование жалоб.

Альтернатива конечно же есть — суд. Но пока он рассмотрит заявление, вынесенное судебное решение утратит актуальность.

Вместе с тем законодательством закреплено право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе предоставления государственных (муниципальных) услуг (п. 4 ст. 5 Закона № 210-ФЗ). Однако, закрепив такое право, законодатель не установил ни процедуры его реализации, ни ответственности должностных лиц за нарушение прав граждан и организаций при предоставлении госуслуг.

В результате Правительство РФ предлагает установить в Законе № 210-ФЗ общие требования к порядку подачи и рассмотрения административной жалобы, ввести в него новую главу 2.1 «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также организаций» и дать определение понятия «административная жалоба».

Из основных новелл предложенной главы можно выделить оперативную подачу жалобы в письменной форме на бумаге или в электронном виде, а также по телефону в орган, предоставляющий государственную и (или) муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб.

Жалоба может быть направлена и в многофункциональный центр, в том числе с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, официального сайта органа, предоставляющего услугу, либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также подана при личном приеме заявителя.

Данная глава, как отмечалось выше, определяет общий порядок. В связи с этим в ней содержится несколько отсылочных норм. В полную силу она заработает тогда, когда правительство утвердит свой порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения или действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, а региональная власть и органы местного самоуправления — свои порядки.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести ответственность должностных лиц за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления госуслуг, а также ответственность за неправомерный отказ в рассмотрении жалобы. Для этого КоАП РФ дополнят несколькими новыми составами административных правонарушений:

  • грубое нарушение установленных сроков предоставления госуслуг;
  • затребование документов, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае их отсутствия — иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения, возникающие в связи с их предоставлением;
  • отказ уполномоченного должностного лица, предоставляющего гос­услуги, в приеме документов у заявителя;
  • грубое нарушение сроков регистрации запросов заявителей о предоставлении госуслуг, пре­дусмотренных административными регламентами, а в случае их отсутствия — иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением госуслуги;
  • несоблюдение порядка рассмотрения административной жалобы, выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков рассмотрения, заведомо неправомерного отказа в удовлетворении;
  • отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушение установленного срока таких исправлений.

Перечисленные составы будут применяться только в отношении должностных лиц федеральных органов власти. Это означает, что должностные лица органов власти субъектов или местного самоуправления, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, к административной ответственности за нарушение прав граждан и организаций привлекаться не будут.

Чтобы не вносить в законодательство множество поправок, может, законодателю стоит озадачиться этим сразу и распространить предложенную правительством ответственность на должностных лиц всех уровней власти, а заодно исправить название главы 5 КоАП РФ — «Административные правонарушения, посягающие на права граждан и организаций».