Проблему трудоустройства выпускников хотят решить за счет студенческого капитала

| статьи | печать

На днях в Госдуму был внесен законопроект «О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования». Если он будет принят, то в России кроме материнского капитала появится студенческий капитал. Это обойдется федеральному бюджету в 30—40 млрд руб. в год.

Законопроект № 541337-5

Предложенные законопроектом меры государственной поддержки выпускников напрямую касаются работодателей. Дело в том, что для решения проблемы трудоустройства выпускников предлагается ввести государственные сертификаты на студенческий капитал. Номинальная стоимость сертификата в зависимости от уровня образования (среднее или высшее) и успеваемости будет колебаться от 40 000 до 120 000 руб.

По мнению разработчиков проекта, выгода для работодателей заключается в следующем. По истечении двух лет работы выпускника на предприятии можно оптимизировать за счет сертификата платежи в государственные внебюджетные фонды. Проще говоря, уменьшить размер текущих платежей.

Правда, для этого необходима воля выпускника. По заложенному в законопроекте алгоритму он должен обратиться с заявлением о распоряжении средствами студенческого капитала в орган государственной власти субъекта РФ в области образования.

В настоящий момент предлагается всего четыре направления использования данного капитала:

  • на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд или в негосударственный пенсионный фонд на основании договора;
  • уплату страховых взносов в ФФОМС или территориальные фонды медицинского страхования;
  • уплату страховых взносов в ФСС России;
  • формирование накопительной части трудовой пенсии.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, его принятие не потребует изменений в какие-либо другие законодательные акты. Возможно. Но что точно придется исправлять, так это формы расчетных ведомостей во все государственные внебюджетные фонды. Оставим за рамками оценку законопроекта. Отметим лишь, что его текст вызывает множество вопросов. Например, будет ли возможность реализовать право по распоряжению студенческим капиталом при реорганизации предприятия? Что делать в случае банкротства предприятия? В отсутствие четкого механизма реализации снижение уровня безработицы среди выпускников, по нашему мнению, весьма сомнительно.

К сожалению, приходится констатировать сырость законопроекта с точки зрения его последующей правоприменительной практики.