Президент выслушал отчет о сколковских мечтаниях

| статьи | печать
Президент выслушал отчет о сколковских мечтаниях

Президент РФ Дмитрий Медведев провел совместное заседание комиссии по модернизации и попечительского совета фонда «Сколково». Мероприятие состоялось в центре Москвы в частном центре новых технологий и технологического предпринимательства DigitalOctober.

Почему глава государства не поехал непосредственно в инноград? Может, потому, что торжественно открытая в июне 2010 г. дорога туда от МКАД (на ее строительство было потрачено почти 6 млрд руб.), по свидетельству газеты «Маркер», уже в полуразрушенном состоянии? Это подтвердила в марте комиссия, созданная по приказу первого зама председателя правительства Игоря Шувалова. А может, потому, что Сколково существует пока больше в чертежах и макетах?

Впрочем, как сообщили телевизионные станции, все это не помешало Д. Медведеву ознакомиться с первыми результатами работы фонда «Сколково». А конкретно — с задуманными проектами.

Больше всего информации о градостроительной концепции Сколково. Президенту показали красивый макет этого образца ландшафтного урбанизма.

Есть основания полагать, что проект будет успешно реализован. Прежде всего в этом заинтересованы все участники затеи создания иннограда. Кроме того, Виктор Вексельберг, возглавляющий Фонд развития инновационного центра «Сколково», снискал хорошую репутацию опытного распорядителя недвижимостью. Во всяком случае, ему приписывают организацию операции по покупке в Москве здания у Венгрии в семь раз дешевле, чем оно было год спустя им же продано Правительству РФ. В феврале 2011 г., как сообщили мировые информационные агентства, венгерские власти даже взяли под стражу по подозрению в махинациях с недвижимостью в Москве бывшего посла Венгрии в России Арпада Секея, бывшего секретаря МИД Венгрии Фекси Хорвата и бывшего секретаря управления госимуществом Миклоша Тартая.

Президенту не только рассказали о городе, в котором люди будут ходить на работу пешком, причем через парк, но и открыли, чем эти люди будут заниматься. Кроме прочего — разработкой вакцины против рака.

Данной проблемой займется бывший советский гражданин, уроженец Украины Михаил Ситковский, который в последние годы работал в Бостоне, США.

Пару лет назад он взбудоражил постсоветскую прессу докладом в Стокгольме о прорыве в продлении активной жизни Т-лимфоцитов — убийц раковых клеток, которые вдруг перестают уничтожать врагов организма на определенном этапе. Исследования М. Ситковского показали, в частности, что регулярное употребление кофе или чая дает некий профилактический антираковый эффект. В США он не нашел финансовых ресурсов для продолжения работы. Будет творить в «Сколково». Примечательно, как М. Ситковский говорит о своих сколковских планах: «В то время, когда на западе сейчас не дают денег на науку, вдруг, оказывается, есть такая возможность». Это, кстати, полностью опровергает доводы доктора Леонида Рошаля, который спорит с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой и уверяет, что в России денег на то же здравоохранение дают постыдно мало…

Д. Медведев подкинул сколковцам еще одну тему для мечтаний. Он сказал, что «в конечном счете фонд „Сколково“ должен стать одним из наиболее узнаваемых и понятных российских брендов. Это должен быть „стреляющий“, всем известный бренд».

В последнем рейтинге «500 самых известных брендов мира», который составляют эксперты Всемирной лаборатории брендов, — бренды из 28 стран. На первом месте США (237 брендов), далее Франция (47), потом Япония (41). 17 брендов у Китая, 14 — у Италии, восемь — у Швеции. У России ни одного.

Все бренды завоевывают всемирную славу своими продуктами. Изобрели и сделали, скажем, iPhon, и люди быстро выучили название производителя. То есть, если М. Ситковский, дай Бог, сварит зелье от рака, то никакой другой рекламы «Сколково» уже не понадобится. А пока креативные пиар-агентства могут уговорить президента и правительство выделить еще кучу казенных денег на продвижение лейбла без продуктов, на которых этот лейбл, собственно, и должен быть наклеен.

Есть опасность в подобном подходе к реализации действительно стоящей мечты начать, как хотя бы шведы, что-то изобретать. И заложена она в самом фундаменте, на котором возводится «Сколково». Оценить этот фундамент просто, стоит только сравнить «Сколково» с оригиналом, с которого наш проект пытаются скопировать. И увидеть разницу.

Оригинал — американская Кремниевая долина (SiliconValley). Ее никто не организовывал, государство денег не выделяло. Все случилось от бедности. К 1950 г. у Стэнфордского университета не хватало денег на развитие. У универа были 32 кв. км земли, но продавать ее запрещало завещание основателя университета Леланда Стэнфорда. Тогда декан инженерного факультета Фредерик Терман предложил построить на этой земле офисы и сдавать их в аренду, спекулируя на том, что арендаторы смогут тут же и консультации в ведущем научном центре получать, и кадры присматривать среди студентов. Так можно было деньжат заработать на университет и студентам помочь получить какие-то заработки. А поскольку Терман занимался новыми на тот момент технологиями (позже он стал одним из инициаторов создания Hewlett-Packard), то искал арендаторов, конечно, среди знакомых ученых. Вот и получилось, что калифорнийская долина стала одним из мировых центров исследований и разработок в области электроники.

Позднее американские власти пытались уже планово организовать подобные инновационные центры в других регионах, но попытки провалились.

Почему то, что получилось в Калифорнии, не проросло в некоторых других местах? Ответ чисто экономический. В Калифорнии главная цель состояла в том, чтобы заработать денег и помочь студентам (часто недавним фронтовикам) найти заработок. А когда за дело бралось правительство, мотивация у исполнителей была противоположная — потратить деньги.

Какая мотивация у организаторов российского сколковского движения? Потратить, конечно. Деньги немалые, десятки миллиардов рублей уже на первом этапе.

Надо учесть, что если в создании и продвижении брендов у нас нет опыта, то в области трат на инновации он неплохой. За пять докризисных лет на реализацию программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было потрачено 3,5 млрд руб. федеральных средств и столько же региональных. Потом кризис заставил чиновников искать, на чем экономить, и Минкомсвязи направило в регионы комиссию, которая вдруг узнала, что в построенных парках нет никаких высоких технологий: их используют как вариант дешевой аренды офиса компании, не имеющие отношения к IT. Программу заморозили (продлили до 2014 г.), и пока о ней предпочитают не вспоминать, хотя сдача помещений в аренду фирмам, столь же далеким от инноваций, как мы от Калифорнии, успешно продолжается.

Отсутствие мотиваций к рациональному труду при наличии соблазна эффективно тратить рождает скептический настрой по отношению ко всему проекту. Д. Медведев правильно говорит, что одно только изобретение вакцины против рака окупит все расходы. Но под одного М. Ситковского не следовало бы строить целый город.