Поля славы и земля бесславия

| статьи | печать

К предстоящему в следующем году 200-летию исторического сражения у деревни Бородино поле ратной славы России под Можайском обрастает… новомодными коттеджами и анонимными усадьбами.

Зстройка окрест полей сражений ведется без формального нарушения законодательства.

Чья собственность редуты и флеши?

Земли здесь до прихода рыночной экономики использовали для выпаса скота и выращивания урожая. С установлением рыночных отношений в экономике их перевели в разряд земель сельскохозяйственного назначения. Теперь часть земельных участков отдана под индивидуальное жилищное строительство.

В этой связи необходимо напомнить, что в середине последнего десятилетия прошлого века бывшие колхозники и рабочие совхозов в обмен на земельную ваучеризацию вышли из коллективных и государственных аграрных хозяйств. И более 12 млн сельчан стали обладателями земельных паев на прежних колхозно-совхозных угодьях, хотя мало кто в глаза видел свою долю в 115 млн га розданных земель. Сейчас их, по экспертным оценкам, менее 10 млн. Еще меньше тех, кто оформил право собственности, как того требует гражданское и земельное законодательство.

Сегодня 25 млн га сельхозземель не оформлены в собственность, сообщила директор Департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ Елена Кодина участникам Второго общероссийского муниципального правового форума в Пензе.

Сообразительные граждане давно и успешно скупают у наив­ных сельчан земельные паи, превращая виртуальные доли в натуральные земельные участки. Предприимчивые собственники убеждают местных и региональных чиновников поменять категорию приобретенной земли. После этого следует сбыт покупки под индивидуальное домостроение. Бизнесу хорошо. И властям неплохо: можно рапортовать «наверх» об участии в реализации приоритетного нацио­нального проекта «Доступное и комфортное жилье» и других целевых жилищных программ.

Бородинское поле — не исключение. Кто сейчас скажет, в чьей теперь собственности редут Раевского или Шевардинский редут? И кто сегодня владелец флеши Багратиона и Семеновских флешей?

Остановить разграбление поля русской славы можно, если принять нормативно-правовой акт (федеральный закон либо указ президента) о придании Бородинскому полю статуса исторической территории. Так считает глава города Можайска Игорь Сунгуров. Своим мнением он поделился с участниками заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Сергее Миронове.

Не имеет значения, кому потом государство делегирует свои полномочия по сохранению исторического наследия — субъекту Федерации, Московской области или муниципальному образованию, Можайскому району. Не важно даже, насколько будут финансово обеспечены делегируемые полномочия — головная боль любого разделения полномочий. Со временем межбюджетные отношения между государственной властью и местным самоуправлением выстроятся с пользой и для бюджетов, и для территории. Главное — остановить заселение Бородинского поля.

Гримасы разных полномочий

Захочет ли область или муниципалитет взвалить на себя заботу о поле ратной славы, если постоянно совершенствуемое земельное законодательство все время оставляет широкий простор для самодеятельности чиновников? Согласно нововведениям мэр Можайска, например, вынужден подавать прошение главе Можайского муниципального района о выделении земельного участка под строительство здания городской администрации в черте города. По действующему законодательству правом распоряжаться земельными участками обладают органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. А Можайск — городское поселение. Вот и удалена местная администрация от управления землей в границах своего населенного пункта.

Такое происходит не только в Можайске. В угольной столице Якутии, в городе Нерюнгри, выделили отдельный микрорайон под индивидуальное домостроение. Решение вынесла администрация муниципального района, окружающего город. При освоении пустыря без проекта территориального планирования и перспективного развития, без плана благоустройства и развития инженерно-транспортной инфраструктуры немедленно возник воз проблем. С ними индивидуальные застройщики идут к мэру Нерюнгри Владимиру Русинову. Он теперь отвечает за решение, принятое районной властью. Между тем администрация городского поселения не планировала индивидуальное домостроение на участках без коммуникаций и источников жизнеобеспечения, на создание чего в городском бюджете нет свободных средств. Это отнюдь не означает нежелание городской власти поощрять индивидуальное строительство. В мэрии считают, что нельзя выделять участки без инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации жилищного фонда. Иначе повторится то, что случилось при выделении земель гаражным кооперативам. Мало того, что район выдал участки, государственная собственность на которые не разграничена, районная администрация устранилась от дальнейшей эксплуатации предоставленной территории. Претензии по загрязнению и засорению участков, по ликвидации стихийных свалок прокуратура предъявляет городской администрации.

Еще больше мороки при сборе земельного налога. Продавец или арендодатель земельного участка — муниципальный район, а администратор налоговых платежей — городское поселение. К кому обращаться арендаторам при возникновении претензионной ситуации?

И.И. Сунгуров из Можайска, и В. Русинов из Нерюнгри предлагают дополнить Земельный кодекс положением, предоставляющим городским поселениям право распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Причем оба согласны на обременение для местной власти в виде обязательного наличия у городского поселения генерального плана застройки и правил землепользования.

Совершенству нет предела

Если при принятии закона изначально не была известна конечная цель, то изменять и дополнять нормативно-правовой акт можно бесконечно, устраняя огрехи по мере их обнаружения. Градостроительный и Земельный кодексы, Закон о местном самоуправлении претерпели столько изменений, что впору заново их переписывать, чтобы иметь исчерпывающий список публичных обязательств местной власти перед населением, полный перечень разделения полномочий между разными уровнями государственной власти, а также реестр разграничений между государственной и муниципальной властью. Иной раз проблемы возникают, казалось бы, на пустом месте. Принятый в конце 2010 г. Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ предписывает и добровольный отказ от земельных паев, и принудительное изъятие земельного участка у собственника, но не дает ответа на вопрос, что делать с неоформленными в собственность земельными долями. Не менее остальных озабоченный поиском решения такой проблемы муниципальный служащий из Вольского района Саратовской области Сергей Подсобляев предлагает ввести налог на земельную долю, а чтобы он не стал людям в тягость, считает возможным обмен свидетельства о праве на земельный пай на денежный эквивалент или сертификат банка либо земельного фонда. Тогда владелец земельного ваучера сам решит, как распорядиться земельными паями не в угоду рыскающим по деревням земельным рейдерам. А устоять перед соблазном быстрого нала сельчанину помогут специальные подразделения по земельным отношениям в местных администрациях и региональных органах власти. Они же помогут тем, кто реально хочет работать на земле.

К сведению
До 1 сентября 2011 г. генеральные планы поселений и городских округов и их проекты, а также материалы по их обоснованию подлежат размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований.

При отсутствии у муниципалитета официального сайта в Интернете документы размещаются на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации без взимания платы.

Размещенные на официальных сайтах проекты документов территориального планирования муниципальных образований и материалы по обоснованию этих проектов, а также документы территориального планирования муниципальных образований должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Источник: Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», п. 4 ст. 11
Вступил в силу 25 марта 2011 г.


Комментарий

Елена Денисова, научный руководитель Всероссийского центра инноваций муниципальных образований

Правила землепользования и застройки описывают способы поведения в муниципальном образовании любого собственника земельного участка или лица, действующего по его поручению.

Документ территориального планирования в муниципальном образовании необходим:

  • для резервирования и изъятия земельных участков;
  • принятия планировочных схем;
  • перевода земель из одной категории в другую