1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1450

Как готовят контроллеров

Сегодня в России дефицит квалифицированных экономистов-аналитиков, или контроллеров. Истоки этой проблемы в системе образования и подготовки таких кадров. С нее и нужно начинать. В Германии, например, контроллинг развивается на предприятиях всех отраслей. И это не случайно: в немецких университетах более 40 лет существует система подготовки контроллеров. Посмотрим, как их обучают, что изменилось в преподавании контроллинга в этой стране с введением двухступенчатой системы образования (бакалавриат и магистратура) согласно Болонской конвенции. В этом нам помогут результаты исследования, проведенного специалистами кафедры контроллинга и управления университета г. Бамберга.

Контроллинг как учебная дисциплина преподается в университетах Германии более 40 лет. Первые кафедры появились в начале 1970-х гг. — после нефтяного кризиса.

Исследовательский интерес к данной дисциплине возрастает с каждым годом. Последнее исследование было проведено в августе — сентябре 2010 г. От предыдущих оно отличалось тем, что в список респондентов включили профессуру университетов прикладных наук и учли различия в преподавании контроллинга в бакалавриате и магистратуре.

В ходе исследования провели анкетирование среди профессоров классических университетов, ориентированных в большей степени на передачу теоретических знаний и научные исследования, и тех, кто преподает в фаххохшуле, или университетах прикладных наук. Они специализируются на передаче практических навыков студентам, проходящим полугодовую практику на предприятии. В опросе участвовали 24 из 65 (каждый третий) профессоров государственных и частных университетов двух федеральных земель на юге Германии — Баварии и Баден-Вюртемберга. 87% представляли университеты прикладных наук и 13% — классические университеты. Все опрошенные читают курс по бакалавриату и 16 — по магистратуре.

Опрос проводился по нескольким ключевым направлениям:

  • что преподают на занятиях, содержание материала;
  • как передают и кто, с каким практическим опытом;
  • какое место занимает контроллинг в курсе экономического образования.


Как понимают и преподают контроллинг

Участники исследования прежде всего должны были ответить на вопрос, как они понимают контроллинг и какой концепции придерживаются в процессе преподавания. Полученные результаты приведены на диаграмме 1.

Получилась интересная картина. Четыре профессора указали на собственное понимание контроллинга, его не было в списке предложенных вариантов ответов. Пять профессоров понимают контроллинг как координацию в управлении. Столько же считают, что контроллинг вносит элементы рациональности в управление. И никто не рассматривает контроллинг как поддержку менеджмента в планировании и контроле. Один участник вообще заявил, что не имеет собственного четко выраженного понимания контроллинга.

В преподавании дисциплины преимущественно все респонденты основываются на своем понимании контроллинга. При этом 87% из них рассматривают на занятиях 4—5 различных концепций контроллинга, а 13% ограничиваются своим пониманием. Причем более 67% наряду с координацией управления рассматривают контроллинг как поддержку планирования и контроля и обеспечение руководства информацией.

Как показал опрос, профессора по контроллингу в основном связаны со сферой науки и имеют небольшой практический опыт. В среднем менее чем у трети (27%) имеется опыт работы на предприятиях и всего у 2% — за границей. 8% работали государственными служащими в ненаучных организациях и только 6% — предпринимателями или фрилансерами.

В качестве учебных материалов, как правило, используются конспекты собственных лекций (36% и 35% — в бакалавриате и магистратуре) и учебники (28% и 27% соответственно). Статьи из научных журналов привлекают 29 и 30% респондентов соответственно. 21% опрошенных отметили: в преподавании имеют место ситуационные задачи (Case Studies).

Англоязычная литература пока играет второстепенную роль. Ею пользуются менее 20% респондентов в курсе для бакалавров и менее 40% — в курсе магистратуры. Исключения подтверждают правило: только один профессор использует более 80% литературы на английском языке для обоих уровней подготовки.

Инструменты

Среди множества возможных инструментов контроллинга в преподавании лидируют система сбалансированных показателей и планирование расходов и бюджетирование (диаграмма 2).

75% назвали сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecard) как наиболее применяемый в преподавании инструмент контроллинга. Учет расходов и общее планирование отметил каждый второй. 30% указали на бюджетирование, анализ портфолио, а также системы ключевых показателей (KPI). Каждый пятый рассказывает на занятиях о Target Costing (целевые затраты), расчете коэффициентов покрытия и SWOT-анализе.

Студентам также преподают инструменты стратегического и оперативного контроллинга, в том числе множество инструментов учета расходов.

Реже в ответах упоминались такие инструменты, как анализ экономической среды предприятия, расчет расходов жизненного цикла продукта, менеджмент создания добавленной стоимости.

Особенности

Каждый из опрошенных рассматривает специфику контроллинга в среднем в трех отраслях или трех типах предприятий в курсе бакалавриата и в среднем в 2,5 — в курсе магистратуры.

Более 75% озвучивают на занятиях особенности контроллинга на предприятиях среднего бизнеса. И это не случайно: 99% немецких предприятий относятся к данной категории. Контроллинг в концернах преподают более 40% профессоров в бакалавриате и более 50% — в магистратуре. Как ни странно, мало внимания уделяется контроллингу в финансовой сфере: всего два профессора обсуждают на своих занятиях контроллинг в банках и один — в страховых компаниях (диаграмма 3). Отдельные ответы связаны даже со спецификой контроллинга в спорте. И тому есть практические примеры: в сборной Германии по футболу контроллинг уже несколько лет используют для управления доходами и расходами.

Что касается страновых особенностей, лидирует англо-американский контроллинг: о контроллинге в США рассказывают на занятиях 75% профессоров, в Великобритании — 21%. На втором месте по значимости — контроллинг во Франции и Швейцарии. Спецификой контроллинга в традиционных странах, где он развивается давно и практически устоялся, преподаватели не ограничиваются. Некоторые из них интересуются развитием контроллинга в странах БРИК, в частности в Китае и Бразилии, и обсуждают это со студентами.

Вместе с тем более 33% респондентов вообще не упоминают на занятиях о контроллинге в других странах.

Информационные технологии и прикладные аспекты

Несмотря на то что важность информационных технологий (ИТ) для контроллинга общеизвестна, 20% опрошенных не рассматривают их в курсе для бакалавров. Такие знания студенты могут получить на занятиях по информатике.

Более 50% респондентов подробно рассматривают в бакалавриате хотя бы одно информационное пользовательское приложение, относящееся к контроллингу. Речь идет о конкретной программе ERP с встроенным модулем «контроллинг», которую упомянули десять респондентов. На MS Excel сослались только двое.

На первом плане — передача знаний по конкретным пользовательским приложениям.

Поскольку по сравнению с бакалавриатом магистратура больше связана с теоретическим и исследовательским обучением, более 50% опрошенных не рассматривают аспекты ИТ на занятиях по контроллингу в рамках ее курса (диаграмма 4).

При подготовке бакалавров прикладным аспектам контроллинга — работе в команде, навыкам презентаций, коммуникации и ведению переговоров, креативным техникам решения проблем, этическим вопросам и межкультурным аспектам — уделяется внимания в два раза больше, чем при подготовке магистров.

Институциональным и организационным вопросам контроллинга (процессуальным аспектам, факторам успеха, организации отдела, дискуссиям о задачах и месте контроллинга в организации) в курсе для бакалавров отведено в три раза больше времени, чем в курсе для магистров.

Значение отдельных тем контроллинга в курсе для бакалавров и магистров по степени важности приведены в таблице. Важность перечисленных аспектов определили путем ранжирования полученных значений от 1 (самое большое значение) до 8 (самое низкое).

Место контроллинга в высшем экономическом образовании

Контроллинг относится к базовым курсам экономического образования по специальности «экономист-менеджер». На его обязательное посещение указали 88% респондентов бакалавриата и 79% магистрата экономических специальностей. Для других специальностей с экономическим уклоном он является предметом по выбору. 80% опрошенных в курсе для бакалавров и 75% для магистров сообщили о наличии хотя бы одной специализации по контроллингу. Его включают и в смежные дисциплины — финансы, бухгалтерский учет, аудит и налогообложение.

Подготовка контроллеров не ограничивается университетским образованием. Существует множество курсов повышения квалификации и дополнительного образования для контроллеров-практиков. Получить образование по контроллингу можно на базе МВА (в настоящее время в опрошенных университетах функционируют восемь таких программ и одна планируется), в рамках дополнительного очного экономического образования (три возможности уже есть и одна планируется). Существуют также четыре дополнительных заочных экономических образования: один курс по контроллингу без получения сертификата и три курса с элементами контроллинга в программе обучения.

Студенты о дисциплине

Студенты видят роль контроллера не в «счете гороха» (традиционная функция контроллинга), а в консультировании руководства предприятия (диаграмма 5).

Из 628 опрошенных студентов большинство (81%) видят контроллера в качестве внутреннего советника руководителя.

В чем же привлекательность этой профессии для студентов, которую они в общем оценили на уровне 49,3? Некоторые возможности профессии студенты оценивают выше общего уровня. По их мнению, работа контроллера дает такие преимущества, как возможность развития (индекс 54,2), большую вероятность занятости (67,4), оплату труда контроллера (67,5), возможность влияния на других (60,4) и наличие рабочей нагрузки (50,8) (диаграмма 6).


Сравнительное значение различных тем в содержании учебных занятий по контроллингу в курсе бакалавриата и магистратуры, баллы

Содержание занятий

Бакалавриат

Магистратура

Инструменты контроллинга

1,8

2,5

Концепции контроллинга

3,4

3,5

Практическая деятельность контроллера

3,4

3,3

Специфика контроллинга по отраслям,
видам предприятий и функциям

4,6

4,3

Организационные аспекты контроллинга

5,2

4,8

Теории

5,3

5,3

ИТ-поддержка контроллера

5,5

6,2

Контроллинг в международном сравнении

6,8

6


Комментарий редакции

Без системы экономического образования нет будущего

Зарубежный опыт всегда интересен тем, что его можно сравнить с нашим. А российские реалии таковы, что в вузах не предусмотрен курс контроллинга, более того, нет специальности «контроллер». В чем причина? Вероятно, в отсутствии в квалификационном справочнике должности такого специалиста. Нет специальности, нет и курса.

Тем не менее для полноценного развития предприятий одних финансовых директоров и менеджеров недостаточно. Нельзя принимать решения на основе исключительно финансовых показателей — они лишь отражают искажения в экономике. Сегодня важно работать на опережение, основываясь на экономике предприятия. В этом и состоит роль контроллера, или экономиста-аналитика. Его задача — видеть и озвучивать руководству реальное положение дел на предприятии, оценивать достигнутые результаты и влияющие на них факторы, моделировать различные варианты развития, понимать, что менять. Без этого нет качественного управления. Поэтому и потребность в контроллерах на предприятиях возрастает.

Несмотря на то что в нашей стране в базовых курсах контроллингу не учат, на предприятиях создаются службы контроллинга. Именно они помогли предприятиям выстоять в кризис и выйти из него, оттачивали практические навыки и адаптировали свой инструментарий под реальные нужды управления.

Сегодня обучиться инструментам контроллинга в России можно только в рамках дополнительного образования в бизнес-школах, на базе MBA. Но это не система подготовки специалистов.

Может быть, пришло время наладить систему профессиональной подготовки таких специалистов. Для этого нужно прежде всего признать данную специальность и закрепить профессию экономиста-аналитика (контроллера) в квалификационном справочнике. Ведь на практике она уже существует и развивается.