1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2937

Готовимся к встрече нового ПБУ «Учет затрат на труд работников»

Работа по совершенствованию российских стандартов бухгалтерского учета продолжается. Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» разработал по заказу Минфина России четыре проекта новых ПБУ. Эти документы стали предметом обсуждения на круглом столе, организованном Минфином России и Фондом «НСФО» 12 апреля. Сегодня мы рассмотрим проект ПБУ, посвященного учету затрат на труд работников.

В отличие от МСФО в отечественном бухгалтерском учете до настоящего времени нет ПБУ, регламентирующего порядок учета расходов на оплату труда работников. Возможно, скоро этот пробел будет устранен. Уже сейчас готов проект соответствующего ПБУ. Как отметили разработчики проекта, российский стандарт получился гораздо компактнее международного аналога. Он состоит всего из девяти страниц, в то время как в МФСО (IAS) 19 «Вознаграждение работникам» более 100 страниц.

Предмет учета

Проект стандарта по учету затрат на труд работников предполагает, что его будут применять все компании, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. ПБУ могут не использовать субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

Согласно проекту к затратам на труд работников относятся две категории расходов, непосредственно связанных с выполнением сотрудниками трудовых функций.

В первую группу затрат входят:

  • заработная плата, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличных от нормальных, работу в особых климатических зонах и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты);
  • иные компенсации, непосредственно связанные с выполнением работником трудовых функций (оплачиваемые отпуска — ежегодный, дополнительный, учебный и т.п., пособия по временной нетрудоспособности и т.п.);
  • вознаграждения работникам и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей), которые не включаются в заработную плату (расходы на лечение, медицинское обслуживание, добровольное медицинское страхование, добровольное пенсионное обеспечение и доплаты к пенсиям, обучение, питание, оплату коммунальных услуг, компенсацию процентов по кредитам (займам) и т.д.).

Вторую группу расходов составляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

По поводу включения страховых взносов в затраты на оплату труда участники круглого стола высказали следующие опасения. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды выделены в отдельные статьи затрат. В новом проекте стандарта страховые взносы включаются в затраты на труд работников. После принятия рассматриваемого проекта ПБУ может возникнуть нестыковка норм, которая приведет к возникновению проблемы отражения взносов.

В проекте ПБУ также перечислены расходы организации, не относящиеся к затратам на оплату труда:

  • стоимость ресурсов организации (сырья, материалов, основных средств, нематериальных активов, топлива, энергии, работ, услуг), использованных работниками в процессе выполнения трудовых обязанностей;
  • затраты организации по обеспечению нормальных условий труда работников;
  • возмещение расходов работников, понесенных в связи с исполнением служебных поручений (оплата командировок, расчеты по подотчетным суммам и т.п.);
  • расходы работников, связанные с использованием для служебных целей личного имущества;
  • средства, перечисляемые профсоюзам;
  • выплаты работникам по договорам подряда и другим гражданско-правовым договорам, а также взносы на обязательное страхование, начисленные на такие вознаграждения.

В этой части дискуссию вызвали отчисления организации в профсоюзы. Участники круглого стола заметили, что во многих компаниях профсоюзы направляют перечисленные работодателем средства на стимулирующие выплаты работникам. Получается, что такие выплаты необходимо учитывать в затратах на труд работников. Было предложено пересмотреть это положение и внести изменения.

Согласно проекту ПБУ по учету затрат на труд работников не будет применяться в отношении вознаграждений работникам, выплачиваемых в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном капитале, дивидендов.

Признание расходов

Затраты на вознаграждение работникам признаются в том отчетном периоде, в котором у организации возникает обязательство по расчетам за труд работников. Обязательства признаются при соблюдении трех условий.

1. У организации существует обязанность по расчетам за труд работников, исполнение которой компания не может избежать. При этом обязательство возникает в результате выполнения работниками трудовых функций либо выполнения других условий, предусмотренных действующим законодательством, трудовым и (или) коллективным договорами, иными локальными актами по организации.

2. Имеется уверенность, что в результате выполнения работниками трудовых функций уменьшатся экономические выгоды организации.

3. Сумма затрат может быть определена.

Участники круглого стола отметили, что перечисленные условия дублируют аналогичные требования для признания расходов, предусмотренные ПБУ 10/99. Возникает вопрос, насколько целесо­образно упоминание условий признания затрат в новом стандарте.

По мнению разработчиков проекта ПБУ, такое дублирование вполне оправданно. Дело в том, что ПБУ 10/99 в будущем утратит силу. Ведь все принятые за последнее время стандарты содержат порядок признания тех или иных расходов. Таким образом, нормы ПБУ 10/99 становятся неактуальными.

Признание затрат на вознаграждение работникам в виде пособий по временной нетрудоспособности, оплачиваемым отпускам и иным формам перерывов в работе имеет свои особенности. Если перерыв в работе может быть перенесен на будущее, то затраты признаются в том отчетном периоде, когда у работника возникает право на оплачиваемые перерывы в работе. В противном случае затраты признаются в периоде возникновения обязанности по возмещению работникам их отсутствия на работе.

Участники круглого стола предложили данную норму проиллюстрировать на конкретных примерах. Например, первый вариант признания затрат характерен для случая, когда работники не отгуливают в положенный срок очередные отпуска.

Оценка расходов

Проектом предусмотрено, что затраты на труд работников принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности. Если предполагаемый срок погашения обязательства по расчетам за труд превышает 12 месяцев после отчетного периода признания затрат, такое обязательство оценивается по стоимости, определенной путем дисконтирования его величины. При этом применяемая в организации ставка дисконтирования должна отражать существующие на финансовом рынке условия, а также риски, специфичные для этого обязательства.

Участники круглого стола считают, что такая норма значительно усложнит бухгалтерский учет. Поэтому они предложили упростить учет и использовать единую ставку дисконтирования без учета отдельных рисков.

Оценочные обязательства

Этот раздел проекта нового стандарта вызвал наиболее острую полемику среди участников круглого стола.

Разработчики проекта ПБУ предложили затраты на труд работников с неопределенной величиной или сроком исполнения обязательства признавать в том отчетном периоде, в котором у компании возникает обязанность по соответствующим вознаграждениям работникам. Тем самым введено понятие оценочного обязательства по расчетам за труд работников.

Далее в проекте ПБУ прописываются условия, при выполнении которых оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете, и порядок его оценки. Не будем их перечислять, поскольку они полностью повторяют нормы ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», но с прицелом на труд работников.

Некоторые участники круглого стола посчитали, что данный раздел усложнит применение ПБУ по учету затрат на труд работников. Да и схожие нормы есть в ПБУ 8/2010. Однако большинство участников поддержали разработчиков. Было отмечено, что в новом стандарте оценочные обязательства рассмотрены именно с точки зрения затрат на труд работников.

Например, в проекте ПБУ сказано, что величина оценочного обязательства определяется с учетом отчислений на социальные нужды, которые возникают при фактическом исполнении обязательств по расчетам за труд работников. Кроме того, установлен порядок признания и определения величины оценочного обязательства по разным категориям выплат. Особое внимание уделено отражению обязательств при расторжении трудового договора с работником.

Участники круглого стола высказали единственное пожелание к разработчикам проекта ПБУ в части отражения оценочных обязательств: добавить в стандарт наглядные примеры возникновения, отражения и списания оценочных обязательств.