Любители путешествий уходят в Интернет

| статьи | печать

Все больше российских туристов, не купив путевки в туристических агентствах, отправляются формировать туры самостоятельно в Интернете. Такие данные были получены в ходе опроса Ассоциации туроператоров России (АТОР) «Почему турист не купил тур в турагентстве?».

Как показало исследование, 44% турагентств полагают, что чаще всего они теряют клиентов, если не предоставляют туристам скидку, которую готовы предложить конкуренты. У путешественников другие доводы. Оценив все возможности турагентств, 45% респондентов АТОР решили самостоятельно формировать свои туры через Интернет. Комментируя тенденцию к увеличению интернет-продаж, представители российской индустрии путешествий уверяют, что купить путевку у туроператора зачастую надежнее и дешевле. Туристы с этими доводами не согласны: учитывая многочисленные исчезновения туристических агентств, а также проблемы с получением в этом случае компенсации, самостоятельная организация отдыха выглядит надежнее.

По оценке компании «РБК», в настоящее время россияне через Всемирную сеть покупают 13,6% всех авиабилетов, 13,1% железнодорожных билетов, а также бронируют 9,5% отелей. При этом, как рассказал на форуме «Оптимизация взаимодействия между турагентствами и туроператорами», состоявшемся в рамках MITT-2011, аналитик отдела исследований рынков департамента консалтинга «РБК» Сергей Хитров, через Интернет туристы заказывают лишь 2,3% пакетных туров.

Для сравнения: в Европе туристические компании продают через Интернет 29,6% путевок. Отставание России связано с ограниченным предложением пакетных туров от отечественных игроков во Всемирной паутине. Другим сдерживающим фактором для развития онлайн-продаж является сомнение потребителей в добросовестности интернет-продавцов. Как показал опрос РБК, из-за недоверия к ним от приобретения туруслуг в Сети отказываются 64% респондентов. После первой покупки уверенность потребителей возрастает — лишь треть из тех, кто покупал туруслуги по электронным каналам, опасается делать такие покупки.

По прогнозам экспертов РБК, спрос на покупку готовых путевок в Интернете в России будет расти. Через три года число покупателей туров через электронные каналы может достигнуть 19% от общего числа путешествующих. Оптимистичные прогнозы подтверждаются динамикой развития Интернета — Россия, где 40% жителей заходят в Сеть, занимает девятое место в мире по числу пользователей Всемирной паутины. Полного насыщения аудитория интернет-пользователей должна достигнуть к 2025 г. Вместе с тем возрастет и число онлайн-покупателей — сегодня ими являются 6,5 млн россиян.

Кроме того, об активном росте сегмента свидетельствуют показатели развития его участников. В частности, выручка интернет-магазина путешествий Ozon-Travel в 2010 г. выросла в 20 раз, до 848 млн руб. По словам генерального директора компании Алексея Тимонина, в текущем году сайт намерен выручить более 3 млрд руб. Заметим, что в прошлом году 86% в структуре продаж магазина занимали авиабилеты, 13% — железнодорожные билеты. Наименьшую долю занимала услуга по бронированию номеров в гостиницах — 1% от всех продаж.

К сведению

Минтранс выступает за невозвратные билеты

Замминистра транспорта России Валерий Окулов выступил с инициативой внесения изменений в Воздушный кодекс. В частности, чиновник предложил увеличить срок возврата авиабилетов без штрафных санкций с одних суток до пяти. Сейчас пассажир может вернуть любой авиабилет без штрафов, но не позднее чем за сутки до вылета. Если же отказ происходит позднее, то пассажир получает сумму с удержанием сбора (его размер не должен превышать 25% стоимости билета).

Кроме того, предлагается ввести в Воздушный кодекс исключенное в 2007 г. понятие невозвратного билета. Это значит, что авиапассажиры не смогут вернуть деньги за купленные билеты, если приобретут их в рамках распродаж и спецакций.

Предложения транспортного ведомства, которые уже внесены на рассмотрение Госдумы, вызвали негодование у Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). «Увеличение сроков возврата авиабилетов без штрафа до пяти дней ущемляет права потребителей. Ведь нельзя заранее предугадать, что случится. У людей могут измениться обстоятельства, возникнуть форс-мажор, просто человек может передумать. Кроме того, авиакомпании часто переносят рейсы незадолго перед вылетом на другое время. Соответственно этот факт может стать решающим для отказа потребителя от перелета», — пояснил «ЭЖ» председатель ОЗПП Михаил Аншаков.