Кризис помог российским обувщикам

| статьи | печать

Финансовый кризис негативно отразился на состоянии многих российских рынков, однако производство отечественной обуви стало исключением. Из-за резкого удорожания импортной продукции спрос на обувь сместился в сторону дешевых отечественных марок. В результате, по подсчетам компании «Экспресс-Обзор», доля отечественных производителей выросла с 10 до 15%. Как сообщили «ЭЖ» в пресс-службе Минпромторга России, эти цифры соответствуют и данным ведомства.

Дешевый башмак пошел в рост

Экономический кризис серьезно повлиял на конкуренцию в сетях на рынке обуви. Падение продаж, снижение выручки и рост долговой нагрузки в условиях удорожания кредитов вынудили некоторые обувные сети, особенно мелкие, уйти с рынка. Преимущество получили крупные российские розничные сети, имеющие устоявшиеся отношения с партнерами и постоянную аудиторию покупателей. Кроме того, импульс к развитию получили сети-дискаунтеры, пополнившие свою аудиторию за счет покупателей, перешедших из среднего и высокого сегментов. Но даже у тех, кто остался на рынке, возникли трудности. Например, для сокращения дебиторской задолженности ГК «Монарх» прекратила оптовые продажи другим ретейлерам. «Эконика» отказалась от части мужского ассортимента, отдав предпочтение наиболее продаваемой женской обуви, ГК «Обувь России», «Монро» и «Терволина» увеличили долю продукции низкого ценового сегмента, в том числе российского производства.

Говоря об импорте на рынке обуви, стоит учитывать присутствие на рынке нелегальной продукции. По оценке «Экспресс-Обзора», в 2009 г. доля «серого» импорта составила порядка 32% в натуральном выражении. Однако в последнее время наметилась тенденция «обеления» рынка. Для сравнения, в 2006 г. на «серый» импорт приходилось почти 60% рынка. А по итогам 2010 г. он снизился более чем в два раза.

Обувь отечественного производства в основном вывозится в страны СНГ, при этом доля экспорта среди российской обуви незначительна. Основными ее потребителями являются Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Украина. По итогам 2009 г. на долю этих стран пришлось чуть более 50% всего объема экспорта.

Снижение уровня доходов населения серьезно повлияло на потребление обуви в России. В 2009 г. спрос на обувь (с учетом теневого сектора) в России сократился почти на 28% в натуральном выражении, оказавшись на уровне 2005 г. Многие операторы не выдержали давления и ушли с рынка, то же произошло и с розничными продавцами.

Но наиболее крупные компании, которые работали в дешевом сегменте, напротив, начали наступление. Опросы потребителей, проведенные компанией КОМКОН, показали, что в кризис люди стали экономить на обуви, причем снизилось не только число покупок новой обуви, но и их стоимость. Следом изменилась и сегментация рынка по цене: низкий сегмент (средняя цена за пару — около 1000 руб.) нарастил свою долю на 15—20% за счет сокращения среднеценового сегмента (до 4000 руб.). Значительное преимущество получили сети-дискаунтеры вроде «ЦентрОбуви», фабрики обуви «Пешеход», входящей в группу компаний «Обувь России». Все эти сети в последнее время нарастили обороты как за счет увеличения числа магазинов, так и за счет поглощения других обувщиков.

«Несколько лет мы прирастали на 50% ежегодно, и даже в кризис темпы роста не остановились. В 2009 г. мы продали 14,2 млн пар обуви, в 2010 г. — 20 млн пар, на 2011 г. в планах нарастить продажи до 30 млн пар», — сообщил «ЭЖ» гендиректор сети магазинов «ЦентрОбувь» Андрей Нестеров. Половину прироста, по его словам, обеспечивают существующие торговые точки, еще половину — новые магазины. Сегодня в сеть входит 500 собственных магазинов по всей стране и 60 франчайзинговых.

Двадцать магазинов открыла в 2010 г. другая обувная компания — «Обувь России», еще 30 должны приступить к работе в 2011 г. Их дешевая сеть «Пешеход» показала прирост даже в кризисном 2009 г., в отличие от работающей в среднеценовом сегменте «Вестфалики».

В обувной сети «Монро» также считают, что расти в кризис, когда общие объемы продаж на рынке просели на 15—20%, им позволило расширение нижнеценового ассортимента. «До кризиса экономсегмент в нашей структуре продаж составлял, если считать в парах, гораздо меньшую долю, чем сейчас, теперь же он существенно больше, — отметил директор по маркетингу „Монро“ Андрей Калмыков. — Этот шаг позволил нам сохранить свои ежегодные, процентов на 15—20, темпы прироста в объемах продаж и не потерять в экономике». Компания продолжала открывать и новые магазины. Сегодня их 144. В планах в течение ближайшего года открыть еще около 30.

Параллельно с открытием собственных торговых точек дешевые обувные сети расширяются и за счет поглощения других игроков. Так, «ЦентрОбувь» выкупила московскую сеть «Бонита» (16 магазинов) и «Обувь-шок» в Санкт-Петербурге (8 магазинов), а «Монро» весной этого года сначала объединилась с подмосковной сетью «Шагомер» (10 магазинов), а теперь окончательно ее выкупила.

На руку дискаунтерам сыграл факт ликвидации столичного Черкизовского рынка, крупнейшей оптовой перевалочной базы для «серой» дешевой китайской обуви, — оттуда ботинки развозились по всей России, и торговали ими как на других рынках, так и в магазинах. Сейчас подобия «Черкизона» появляются то в Люберцах, то на рынке «Садовод», но отлаженной структуры с массовыми поставками пока нет (по мнению обувщиков, она еще может сложиться), а значит, у дискаунтеров есть хороший шанс захватить эту нишу в разных российских городах.

Для поддержания платежеспособного спроса обувщики использовали и финансовые инструменты. Например, в «Вестфалике» запустили новые программы потребительского кредитования — беспроцентные кредиты с ОТП-банком и собственный проект «обувь в рассрочку» без участия банков.

А китайцы тут как тут

В самой тяжелой ситуации во время кризиса, да и сейчас оказались мелкие операторы — импортеры обуви, не имеющие собственной розничной сети, а также мелкие оптовики с небольшим (до 30—40) количеством собственных магазинов. По словам директора Партнерства розничных обувных компаний (ПРОК) Алексея Кистенева, до 30% таких дилеров ушли с рынка: им не хватило объемов продаж, финансовой устойчивости.

Об уходе с рынка многих импортеров говорили и в «Терволине», и в «ЦентрОбуви». Впрочем, на место выбывших стали претендовать китайцы — уже появились китайские представительства, нанявшие местный персонал и предлагающие лучшие на рынке условия по отсрочке платежей и возврату остатков.

Результатом происходящих изменений, очевидно, станет дальнейшее усиление крупной сетевой розницы и сокращение оптового звена. Российские оптовики и вовсе рискуют упустить этот рынок, поскольку китайцев поддерживает их государство, охотно финансируя любое продвижение своих товаров и услуг за пределы страны.

Минпромторг приглядывается к пошлинам

Между тем в Минпромторге России вот уже целый год изучают возможности повышения таможенной пошлины с 10 до 16%, чтобы обуть страну в отечественный товар. Или хотя бы увеличить долю отечественной обуви на рынке до 25—30%. Ведомство хочет резко повысить таможенные пошлины на импортную обувь.

Правда, сами российские обувщики не уверены, что от этого будет толк. Директор Национального обувного союза Наталья Демидова напоминает, что заградительные пошлины на обувь в России действовали девять лет (до 2006 г.). Но это не остановило потоки импорта, который шел в обход таможни. Зато когда пошлины резко снизили, государство получило немалую выгоду: легальный импорт вырос в шесть раз, а бюджет за три года получил дополнительно 15 млрд руб. налоговых поступлений. Ну а если Россия вступит в ВТО, то затея Минпромторга тем более не состоится.

К сведению

Россияне должны менять обувь в пять раз чаще

По итогам 2010 г. объем российского производства обуви составил 97 млн пар. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составил 57,5 млн пар. Такие данные приводит агентство Discovery Reseаrch Group, которое в марте завершило исследование российского рынка обуви. По подсчетам экспертов, темп роста производства башмаков за прошлый год составил 69%, что в первую очередь указывает на то, что кризис на рынке завершился.

Потребление обуви в России заметно уступает европейским странам и США. Так, по последним данным, сейчас россияне в среднем покупают 1,4 пары обуви в год, тогда как европейцы не скупятся тратиться на 4,5 пары, а американцы и на 6,5.

По итогам последних лет лидером в производстве обуви является компания «Брис-Босфор» из Краснодарского края. По данным за 2010 г., на ее долю приходится около 17% общероссийского производства обуви. Также в тройку крупнейших производителей обуви входят «МУЯ Продакшн» (Владимирская область) — 6% и обувная фирма «Юничел» (Челябинская область) — 4% от общероссийского производства.

Среди регионов лидером является Краснодарский край, который в 2010 г. обеспечил объем производства обуви в размере 18,7 млн пар, что составляет 19% от общероссийского выпуска. Также значительная доля объема производства приходится на Московскую (8,94 млн пар) и Владимирскую (6,38 млн пар) области.

Среди ведущих сегментов российского производства по видам обуви эксперты выделили обувь с верхом из кожи, с верхом из текстильных материалов, спортивную и защитную обувь.