Калининградский транзит? Без проблем!

| статьи | печать

Европейский союз вплотную приблизился к России, поскольку его членами стали страны, непосредственно граничащие с РФ, в том числе и Литва. Возникла проблема грузового и пассажирского сообщения у Калининградской области с остальной территорией России. О том, как она решается, рассказывает руководитель группы для организации работ по созданию и внедрению системы транзита ФТС России Владимир МЕЩЕРЯКОВ.

Российская таможня взяла на себя функции таможенной службы стран ЕС, поскольку мы начали применять прописанную в Европейском таможенном законодательстве процедуру общего транзита.

Это беспрецедентное событие и для Евросоюза: впервые в его истории эту процедуру выполняет страна, не являющаяся членом ЕС.

Состоялось подключение Таможенной службы РФ к европейской системе NCTS.

Разумеется, это и для нас беспрецедентный проект, позволяющий на практике не только начать применять положения законодательства Евросоюза, но и работать с общеевропейской таможенной информационной системой.

Существует несколько вариантов транзита, но новая система имеет явные преимущества.

  • В настоящее время у перевозчика есть возможность в обычном порядке прибыть в литовский пункт пропуска, предъявить свои товары и показать сопроводительные документы на них.


Однако необходимо знать, что при использовании данного варианта у перевозчика возникает ряд сложностей.

Все документы должны быть на литовском языке, что является необходимым требованием законодательства Литвы. Чаще всего российский перевозчик все-таки литовским языком не владеет, а потому обращается к брокеру. Литовский брокер находится на границе и за плату порядка 40 долларов за один лист ГТД осуществляет подготовку документов, с которыми далее перевозчик идет к литовскому таможеннику. То есть у перевозчика возникают не только дополнительные материальные издержки, но и временные, поскольку оформление проходит в пункте пропуска на границе.

  • Можно воспользоваться другим вариантом — по процедуре МДП. Однако она является еще менее комфортной для перевозчиков, поскольку по статистике и нашей, и литовской таможенной службы ее использует примерно 1 процент перевозчиков, осуществляющих доставку товаров автомобильным транспортом по суше. Ведь для того чтобы получить книжку МДП, надо стать членом АСМАП, уплатив вступительный взнос и еще страховую сумму порядка 8 тысяч долларов. Кроме того, необходимо иметь специально оборудованный подвижной состав, к тому же и сам по себе карнет тоже стоит денег.
  • Что касается процедуры, предлагаемой нами, то именно она наиболее прогрессивна и в ней заинтересован в первую очередь сам перевозчик, участник ВЭД. Ведь введение информации в Европейскую таможенную информационную систему NCTS осуществляется нами во внутренней таможне, а не на границе. Это означает, что, когда перевозчик приезжает на границу, информация о нем и его грузе уже есть у литовского таможенного инспектора. По идентификационному номеру, присвоенному системой, инспектор эту информацию находит и выдает распечатку участнику ВЭД в подтверждение легальности его пребывания на литовской территории. Это экономит не только время на границе, но и деньги, поскольку сборы за оформление мы не взимаем.

В соответствии с Таможенным кодексом любое лицо вправе воспользоваться этой процедурой и прийти к нам с обычным набором товаросопроводительных документов. Наш инспектор обязан взять из них информацию и ввести ее в компьютер. В этой схеме отсутствует брокер. Если перевозчик хочет работать через брокера — его право. Но в этом нет необходимости.

Также очень важно то, что при использовании нашей системы решается и языковая проблема. На основе данных о товаре, которые содержатся в товаротранспортных документах, наш инспектор вводит в компьютер код товара на уровне первых четырех знаков Гармонизированной системы. С помощью специально разработанного программного средства эти четыре знака позволяют перевести информацию на литовский язык.

Тем не менее, несмотря на столь очевидные преимущества, эта система имеет одну существенную часть, регламентация которой не входит в компетенцию российской таможни. Это необходимость наличия у перевозчика гарантий, выданных уполномоченным органом или Литвы, или любой другой страны ЕС.

Наш оператор на российской территории такую гарантию получить не в состоянии. Российское законодательство составлено таким образом, что никакая российская организация не вправе выдавать страховые полисы иностранных страховых организаций.

Однако с 19 января 2005 года литовская таможня ввела в эксплуатацию дополнительный гарантийный модуль NCTS. Это означает, что информация овыданной на литовской территории гарантии вводится всистему там же, в литовскомтаможенном органе. Система присваивает этой гарантии идентификационный номер и пин-код. Достаточнотого, чтобы российский оператор получил эту информацию и в момент оформлениятовара предоставил нашему сотруднику. То есть технология стала проще.

Однако, для того чтобы снять эту проблему полностью, необходимо выстроить систему взаимоотношений между литовскими и российскими страховыми организациями и банками.

Если говорить о перспективах, то самая главная —вхождение нашей страны в процедуру общего транзита ЕС. На сегодняшний день порядка 50 процентов российского товарооборота приходится на страны ЕС, поэтому наша страна заинтересована в том, чтобы на границе со странами Евросоюза товары не задерживались.