Долги населения банкам не стали ресурсом роста экономики

| статьи | печать

В России наметился возврат населения к кредитной модели потребления.

Но заемщики и кредиторы по-прежнему не доверяют друг другу. Это сдерживает развитие рынка потребительского кредитования. Вернуть доверие можно, если в равной степени защитить законами интересы банков и их клиентов, считает депутат Государственной думы Анатолий Аксаков. Необходимо сделать потребительский кредит понятным, а условия его предоставления — прозрачными.

С этой целью возглавляемая им Ассоциация региональных банков России предлагает ввести в практику кредитных учреждений паспорт потребительского кредита — стандартизированную таблицу, предоставляющую полную информацию о стоимости кредита и его ключевых условиях. Сегодня на территории Евросоюза кредиторы предоставляют клиентам информацию в едином стандартном виде SECCI. С 12 мая прошлого года Директивой ЕС 2008/48 о потребительском кредитовании для преддоговорного информирования заемщиков введен паспорт потребительского кредита.

Основная масса россиян не располагает суммами для оформления крупных кредитов. Но макроэкономический прогноз предвещает рост номинальных доходов российского населения на 11% в 2010—2011 гг. По состоянию на 1 января 2011 г. совокупный долг физических лиц банкам оценивался примерно в 4,1 трлн руб., что больше, чем было в последние несколько лет. Это менее 8% ВВП страны. Аналогичный показатель у наших соседей в Восточной и Центральной Европе: 20—30% их ВВП, в странах Западной Европы — 80%.

Таким образом, кредитование физических лиц в России не стало фактором роста экономики страны.

Отношение среднегодовой задолженности населения по потребительскому кредиту, % к ВВП

2007

2008

2009

2010
(1-е полугодие)

Великобритания

10,1

10,0

9,7

9,6

Венгрия

8,1

11,0

13,6

14,4

Германия

6,9

6,9

7,3

7,4

Испания

9,2

9,6

9,2

8,3

Литва

3,2

3,8

4,3

3,5

Польша

6,0

7,1

8,6

9,7

США

17,2

18,1

17,5

16,6

Швеция

4,0

4,3

4,8

4,9

Эстония

4,2

5,1

5,6

5,2

Россия

5,8

6,4

6,3

5,6

Источник: Центр стратегических разработок