Страховые взносы для «спецрежимников»

| статьи | печать

С этого года большинство компаний и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы в виде «упрощенки» и «вмененки», пополнили ряды полноценных плательщиков страховых взносов. Это связано с тем, что льготный период обложения для этой категории плательщиков закончился и взносы нужно платить по максимальному тарифу. Правда, законодатели несколько смягчили удар и для некоторых видов бизнеса дали послабление. Давайте разберемся, кто и по какому тарифу должен рассчитывать взносы в этом году.

По общему правилу с 1 января 2011 г. организации и индивидуальные предприниматели, работающие на «упрощенке» и «вмененке», должны уплачивать обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на общих основаниях и по общим ставкам. А ставки эти таковы:

ПФР — 26%;
ФСС России — 2,9%;
ФФОМС — 3,1%;
ТФОМС — 2,0%.
Итого — 34%. 

Если учесть, что в 2010 г. размер взносов составлял всего 14%, то рост затрат для бизнеса оказался впечатляющим.

Разумеется, это вызвало массовое возмущение, и Правительство РФ, видимо, осознало, что возврат к практике выплаты зарплаты в «конверте» не за горами. Возможно, в связи с этим были приняты федеральные законы от 16.10.2010 № 272-ФЗ, от 08.12.2010 № 339-ФЗ и от 28.12.2010 № 432-ФЗ, которые внесли изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) в пользу некоторых плательщиков взносов.

Давайте посмотрим, какова ситуация на сегодняшний день.

«Упрощенка» получила льготы

Итак, льготный тариф в размере 14% сохранился для хозяйственных обществ — «упрощенцев», занимающихся НИОКР и созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13 августа 2009 г. Соответствующие поправки были внесены в Закон № 212-ФЗ Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ. Такие компании могут применять пониженные тарифы в период 2011—2019 г. В 2011 г. «упрощенцы», принадлежащие к этой категории, уплачивают страховые взносы по тарифной ставке, равной 14 % (ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), в том числе в ПФР — 8%, а в фонд соцстраха, территориальный и федеральный фонды медстрахования — по 2%.

Справка
Именно с 13 августа 2009 г. в законодательстве закреплено право научных учреждений и вузов создавать хозяйственные общества без согласия собственников их имущества, но с уведомления Минобрнауки (Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ).

Очевидно, что количество таких плательщиков среди всех «упрощенцев» совсем незначительное и существенного облегчения малый и средний бизнес не почувствовал.

Лишь в самом конце 2010 г. был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 432-ФЗ, устанавливающий на 2011 и 2012 гг. для некоторых «упрощенцев» пониженный тариф страховых взносов — 26%, в том числе:

ПФР — 18%;
ФСС России — 2,9%;
ФФОМС — 3,1%;
ТФОМС — 2%.

Как видите, ставка снижена только по взносам в Пенсионный фонд.

Однако право на применение таких тарифов получили только организации и предприниматели, применяющие УСН, основной вид экономической деятельности которых (по ОКВЭД) прямо перечислен в новом п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Это, в частности, те, чья деятельность относится к сфере производства, науки, образования, строительства, ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования и т.д. Всего таких видов деятельности — 36.

Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Кроме того, организации и предприниматели должны подтвердить основной вид деятельности. В случае если по итогам отчетного или расчетного периода основной вид экономической деятельности не будет соответствовать заявленному, то плательщики взносов лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного или расчетного периода, в котором допущено такое несоответствие. Взносы придется доначислить, а также уплатить штрафы и пени.

Обратите внимание, порядок подтверждения основного вида экономической деятельности должно определить Минздравсоцразвития России. Но проблема в том, что такой порядок до сих пор не утвержден. Спрашивается, по какой форме нужно сообщить контроллерам о своем виде деятельности? Ведь если этого не сделать, то могут возникнуть проблемы.

На наш взгляд, можно воспользоваться порядком, который предусмотрен для подтверждения основного вида деятельности по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (приказ Минздравсоцразвития от 31.01.2006 № 55).

В связи с вышеизложенными новациями Минздравсоцразвития России внесло изменения в форму РСВ-1, дополнив раздел 4 «Основания для применения пониженного тарифа» новым подразделом 4.4, предназначенным для подтверждения права на применение льготных тарифов (приказ Минздравсоцразвития от 31.01.2011 № 54н, далее — приказ). Причем, как указано в п. 2 приказа, отчет по новой форме должен быть представлен уже по итогам I квартала 2011 г.

Кроме того, для удобства плательщиков в новом подразделе формы РСВ-1 перечислены основные виды деятельности, в отношении которых применяются пониженные тарифы, с указанием кодов ОКВЭД. Надеемся, что это убережет плательщиков от ненужных споров с проверяющими об отнесении того или иного вида деятельности к льготируемому.

При всей положительной направленности внесенных поправок нужно отметить, что касаются они только некоторых категорий «упрощенцев». Но как выживать в этих условиях компаниям, которые не попали в список «счастливчиков», непонятно.

Пример 1

Аудиторская компания с 2010 г. перешла на упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы». Выручка за прошлый год составила 11 780 000 руб. Соответственно сумма налога получилась равной 706 800 руб. (11 780 000 руб. х 6%).

В 2010 г. организация уплачивала обязательные страховые взносы в ПФР по ставке 14%. Сумма оплаты труда в компании за 2010 г. составила 3 564 000 руб. Соответственно сумма начисленных взносов в ПФР — 498 960 руб.

Так как объектом налогообложения выбраны «доходы», то организация имеет право уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов, но не более чем на 50% (п. 2 ст. 346.21 НК РФ). Как видите, в нашем примере сумма страховых взносов получилась больше, чем половина от 706 800 руб., (706 800 руб. : 2 = 353 400 руб.). Так что сумму налога можно уменьшить только на 353 400 руб. Следовательно, 145 560 руб. (498 960 – 353 400) должны быть списаны обществом за счет собственных средств.

В 2011 г. компания не подпадает под льготу п. 8 ч.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Предположим, что в этом году число сотрудников не изменилось, заработная плата осталась на прежнем уровне, а вот выручка по итогам года снизилась до 7 880 000 руб. Сумма налога составит 472 800 руб. (7 880 000 руб. х 6%).

Общая сумма обязательных страховых взносов (без учета взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) будет равна 1 211 760 руб. (3 564 000 руб. х 34%).

Это значительно больше, чем половина от суммы начисленного налога (472 800 руб. : 2 = 236 400 руб.). Таким образом, общество может уменьшить сумму налога только на 236 400 руб.

А вот 975 360 руб. (1 211 760 – 236 400) придется уплачивать в бюджет за счет собственных средств.

Так как выручка у компании упала, а расходы резко возросли, то возможность потери финансовой устойчивости фирмы резко возросла.

«Вмененку» поблажки обошли стороной

Для «вмененщиков» никаких послаблений в ст. 58 Закона № 212-ФЗ не предусмотрено. В отличие от 2010 г., когда эта категория плательщиков уплачивала лишь пенсионные взносы по тарифу 14%, в 2011 г. они должны уплачивать страховые взносы, как все остальные плательщики, по общему тарифу уже 34%.

Рискнем предположить, что это связано с появившимися в последнее время в Правительстве РФ высказываниями, что система ЕНВД себя изжила. Поэтому и «щадить» ее незачем.

Справка
Минфин подготовил и передал в Госдуму законопроект об отмене с 2014 г. ЕНВД и расширении применения патентной системы налогообложения.

Пример 2

ООО «Розмари» занимается розничной торговлей. Площадь торгового зала составляет 120 кв. м. Базовая доходность в месяц согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ составляет 1800 руб./ кв. м.

Коэффициент К2 для розничной торговли в регионе, где компания осуществляет свою деятельность, установлен в размере 1. Коэффициент К1 на 2010 г. установлен в размере 1,295.

Таким образом, в 2010 г. сумма единого налога для фирмы составила 503 496 руб. ((120 кв. м х 1800 руб./кв. м х 12 мес. х 1 х 1,295) х 15%).

Сумма заработной платы сотрудников за 2010 г. составила 1 764 000 руб. Сумма отчислений в ПФР — 246 960 руб. (1 764 000 руб. х 14%).

Единый налог может быть уменьшен на сумму страховых взносов, но не более чем на 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Половина единого налога за 2010 г. — это 251 748 руб. Это больше, чем сумма отчислений в ПФР, поэтому все отчисления можно списать за счет начисленной суммы единого налога.

На 2011 г. коэффициент К1 равен 1,372. В 2011 г. сумма единого налога для фирмы составила 533 434 руб. ((120 кв. м х 1800 руб./кв. м х 12 мес. х 1 х

х 1,372) х 15%). Предположим, что сумма заработной платы за 2011 г. осталась прежней. Сумма отчислений во внебюджетные страховые фонды — 599 760 руб. (1 764 000 руб. х 34%).

Сумма отчислений оказалась даже больше, чем сумма единого налога. Единый налог можно уменьшить не более чем на 266 717 руб. (533 434 руб. : 2).

Соответственно обществу придется дополнительно из собственных ресурсов изыс­кать 333 052 руб. (599 769 – 266 717) для перечисления их во внебюджетные фонды.

ЕСХН практически без изменений

В отличие от других специальных налоговых режимов плательщики ЕСХН сразу получили льготы от государства. Нанести финансовый удар по сельскому хозяйству законодатели не решились.

Плательщики ЕСХН были упомянуты в ст. 58 Закона № 212-ФЗ еще до внесения в нее поправок федеральными законами, принятыми в конце 2010 г.

В новой редакции ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в 2011 г. плательщики ЕСХН будут применять следующие страховые тарифы:

ПФР — 16%;
ФСС России — 1,9%;
ФФОМС — 1,1%
ТФОМС — 1,2%.
Итого — 20,2%.

Конечно, в 2010 г. плательщики ЕСХН уплачивали только 10,3% в ПФР (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Иначе говоря, рост затрат на отчисления во внебюджетные фонды почти двукратный. Тем не менее это меньше, чем будут платить самые «удачливые» из «упрощенцев», и не сравнить с карой, постигшей «вмененщиков».

Подведем итог. В 2011 г. только некоторые «упрощенцы» и все плательщики ЕСХН могут воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов. Хуже всех плательщикам ЕНВД, для них увеличение страховых взносов наиболее болезненно. А если учесть, что они в силу требований НК РФ не могут добровольно перейти на УСН, то финансовое состояние этой категории плательщиков взносов вызывает серьезные опасения.