Платите! Какой суд?

| статьи | печать

Сами проверяем, сами штрафуем, сами судим — такова грядущая тенденция работы налоговой службы. А такие формулировки, как «взыскивается в судебном порядке», «вступившее в законную силу решение суда», могут в скором времени исчезнуть из НК РФ — соответствующий законопроект уже подготовлен. Понятно, что налогоплательщиков в случае его принятия ожидают очередные перемены к худшему.

Как следует из текста пояснительной записки к законопроекту, намерения у под-готовивших его чиновников были исключительно благие. Их не устроило большое количество процедур и правил в российском законодательстве, при которых органы публичной власти должны реализовывать ряд своих властных полномочий только через суд. По мнению авторов проекта, гораздо эффективнее действовать через административные процедуры, а судебный механизм нужно задействовать лишь тогда, когда есть спор, неурегулированное разногласие между органом исполнительной власти и конкретным гражданином или организацией.

И было решено освободить суд от таких «глупостей», как рассмотрение дел о взыскании недоимок и штрафных санкций в бюджет и внебюджетные фонды.

Да, в 2003 г. большую часть в структуре налоговых споров занимали именно такие дела — 83,1%, или более 210 тыс. случаев. И эксперты давно отмечают возросшую нагрузку на суды, говоря о необходимости роста численности и углубления специализации судей, рассматривающих налоговые споры.

Но власти решили зайти с другой стороны: уменьшить количество исков.

Хотя, думается, законопроект блюдет отнюдь не судейские интересы. Его логика проста и незамысловата.

Требования налоговиков о взыскании незначительных сумм ответчики, как правило, не оспаривают, но и платить не спешат. Ведь есть вероятность того, что налоговый орган пропустит срок подачи иска (причем чем меньше сумма, тем выше такая вероятность) и доказывать свою правоту или платить штраф вообще не придется.

Между тем обязательный судебный порядок взыскания (мы вновь обращаемся к пояснительной записке) не только без нужды приводит к дополнительной нагрузке на суды, но и загружает государственные органы, требует от них юридического сопровождения иска. Так что лояльных, но терпеливо ждущих суда налогоплательщиков решили подтолкнуть к принятию верного для казны решения.

Теперь вместо решения суда для взыскания, например, штрафа будет достаточно решения, принятого руководителем налогового органа или его заместителем. (Кстати, наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств тожебудет устанавливать налоговый орган, рассматривающийдело.) Если налогоплательщик не уплатит сумму санкции добровольно или не обжалует решение в вышестоящий орган либо в суд в установленный срок (не менее 30дней), то оно вступит в законную силу. Дальше дело будетза судебным приставом-исполнителем.

Расчет, конечно, делается на психологию налогоплательщиков. Одно дело — не платить штраф, зная, что налоговый орган обязан его отсудить, и совсем другое — самому инициировать процедуру судебного разбирательства. Здесь уже будет действовать обратное правило: чем меньше сумма, тем проще не связываться, а заплатить. И чаша весов склонится в сторону налоговиков.

При этом сегодняшняя статистика рассмотрения жалоб в административном порядке, то есть вышестоящими налоговыми органами,

убеждает в распространении предвзятого ведомственного подхода. Поэтому принятие подобных поправок только усугубит положение налогоплательщиков.

И еще один вопрос: разве простая неуплата штрафа не есть «неурегулированное разногласие» между налоговым органом и налогоплательщиком? Не платит — значит, не согласен, не так ли? Но не соглашаться молча теперь не получится.

Причем не только с налоговиками: законопроект куда шире и вносит аналогичные

изменения, касающиеся отмены судебного порядка взыскания обязательных платежей и санкций, в Закон «Об обязательном пенсионном страховании» и в Таможенный кодекс РФ.

Негативных последствий принятие такого закона повлечет массу. Здесь можно говорить и об отсутствии объективности при рассмотрении дел, и об ухудшении качества доказательной базы, которую в большинстве случаев налоговики не будут представлять на рассмотрение независимых судов, да и просто о том, что нельзя ведомству, которому спускается плановое задание по штрафным санкциям, разрешать взыскивать эти санкции в бесспорном порядке. Посадишь козу на капусту, что называется…

Но по формулировке одного из высокопоставленных чиновников Минфина, суды сейчас задыхаются от исков налоговых органов о взыскании штрафных санкций. Выходов два: увеличивать число судей (а значит, и расходы) или уменьшать число обращений в суды. Выбрали второе: ведь принятие закона не только не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, но и, возможно, весьма ощутимо увеличит его доходы.