Число жалоб растет пропорционально увеличению дефицита элементарных знаний

| статьи | печать

На 112%, или более чем в два раза, выросло за прошлый год число обращений граждан в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) с жалобами на страховые компании (по сравнению с 2009 г.).

Об этом сообщил журналистам и участникам рынка 1 февраля глава ФССН Александр Коваль на форуме по страхованию, организованном институтом Адама Смита.

Значительная доля жалоб, как всегда, пришлась на сегмент ОСАГО (43,5% общего числа обращений). Как видно из статистики прошлых лет, эта доля постепенно снижается: в 2008 г. она составляла 55%, а в 2009-м — 44% общего объема жалоб. Жалобы в сфере автокаско составили по итогам 2010 г. 46% общего числа обращений. В 2009 г. этот показатель был выше — 48%. Как видно из приведенных данных, в совокупности обращения, связанные с автострахованием (добровольным и обязательным), составляют около 90% всех поступающих в ФССН жалоб страхователей.

В связи с ростом обращений граждан увеличилось и число предписаний, выданных страховщикам службой. Общее их число возросло незначительно — всего на 16,5%. Однако в сегменте ОСАГО рост объема предписаний составил 52,2%.

По словам главы ФССН, в прошлом году было отозвано на 11,9% лицензий больше, чем годом ранее. Всего лицензий в 2010 г. лишились 113 cтраховых компаний. Действие 105 лицензий было приостановлено (рост этого показателя составил 15,4% по сравнению с 2009 г.). Позже действие 34 лицензий было возобновлено службой. Этот показатель также выше аналогичного показателя 2009 г. Тогда страховщиков, вернувшихся в строй, было на 54,6% меньше.

В целом в приведенных показателях для ФССН не оказалось ничего неожиданного: рост числа жалоб в России планомерно возрастал все последние годы. Тревогу А. Коваля вызвала другая статистика. Как сообщил глава ФССН, по данным из Московского арбитражного суда, приведенным одним из правовых порталов Рунета, за 2010 г. Московский арбитражный суд рассмотрел 153 000 дел по страхованию. Из них треть (43 000) была связана с признанием недействительным договора страхования. «Таким образом, практика построения договорных отношений требует усиленного внимания со стороны законодателей и регуляторов, а также самих участников рынка», — отметил А. Коваль. Пока, похоже, всем сторонам договорных отношений не хватает соответствующих юридических знаний.