Трансазийский коридор

| статьи | печать

Годовая потенциальная потребность в прямых иностранных инвестициях в странах СНГ составляет, по оценкам экспертов, свыше 45 млрд дол. Попытки выйти из глубокого, системного экономического кризиса на основе проводившейся в ряде стран СНГ политики только финансовой стабилизации не привели к положительным результатам. Спад производства и инвестиционной активности продолжается.

Для всех стран СНГ характерны недостаток финансовых накоплений и снижение масштабов обновления основных фондов. Инвестиционная активность смещается из жизнеобеспечивающих отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, медицинская и легкая промышленность, а также инновационных сфер в области нефте- и газодобычи, разработки сырьевых ресурсов, имеющих ярко выраженную экспортную направленность.

! В 2003 году в экономику России из стран СНГ в виде инвестиций поступило 890 млн дол. (максимальные из Казахстана — 195 млн дол. и из Узбекистана — 89 млн дол.), в то время как из стран дальнего зарубежья — 29 699 млн дол., или в 33 раза больше. Инвестиции России в экономику стран СНГ в том же году равнялись 544 млн дол. (основной получатель — Казахстан), или почти вдвое меньше, чем страны Содружества вложили в Россию.

В дальнее зарубежье Россия инвестировала 23 264 млн дол., что в 43 раза превышает ее инвестиции в страны Содружества!

Только крупные межгосударственные инвестиционные проекты могут запустить реальную интеграцию в СНГ.

Зарубежный опыт

Когда во время депрессии вопрос встал таким образом: благополучие конкретного человека или «догмы свободного рынка», президент США Рузвельт сделал выбор в пользу человека.

Основными положениями «нового курса» кабинета Рузвельта, относящимися к теме интенсификации инвестиционной деятельности в кризисный период, являлись: повышение роли правительства в деле создания рабочих мест; усиление госпланирования и контроля за различными видами транспорта, связи и другими услугами, которые имеют выраженный общественный характер; стимулирование и реорганизация использования природных ресурсов через занятость людей на производстве; обеспечение контроля за национальной валютой в целях ее оздоровления; предоставление помощи наиболее пострадавшим от депрессии и краха банковской системы; установление строгого контроля за банковским кредитованием и инвестициями.

Значимым в этом направлении может стать межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития» с участием России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии.

Коридор развития превратится в вертикаль единого социально-экономического пространства свободного предпринимательства. Материально-техническую основу его развития составят территориальные реперные проекты, такие как транспортный, строительный, промышленный, агропромышленный, топливно-энергетический и водообеспечивающий.

Инвестиционную привлекательность проекта характеризуют: значительное снижение транспортных издержек на всем Евразийском континенте; загрузка Северного морского пути и Транссиба; открытие новых рынков сбыта, ранее недоступных из-за транспортных ограничений; снижение зависимости от портов Прибалтики, Финляндии и Дальнего Востока; создание в перспективе свободной экономической зоны и зоны свободной торговли в границах коридора развития от Северного морского пути до Ирана.

Согласно расчетам экспертов именно в данном регионе можно начать социально-экономический и политический процесс, подобный тому, который более 50 лет назад начался в Европе в момент создания Европейского объединения угля и стали. Синергетика взаимовыгодного сотрудничества стран Европы вышла за рамки согласованного использования железорудных и угольных месторождений.

Политика, проводимая в регионе мировыми финансовыми институтами, ориентирована на поддержку выживания, но не на развитие. Это порождает целый ряд угроз безопасности. И прежде всего социальную нестабильность, криминализацию экономики, коррупцию, наркобизнес, нелегальную и неорганизованную миграцию.

Работа над проектом может возвратить государствам СНГ и России уверенность в своих силах и помочь выйти из затянувшегося кризиса.

Зарубежный опыт

В плане мировых аналогий для России и СНГ очень интересен опыт регионального объединения МЕРКОСУР, в который входят страны Латинской Америки и Карибского бассейна: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай при особом статусе Чили и Боливии. Это интеграционное объединение называют также Общим рынком Южного Конуса.

МЕРКОСУР — крупнейшая региональная экономическая группировока мира. Это емкий интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол.) и 40% прямых зарубежных инвестиций. В глобальном масштабе МЕРКОСУР представляет собой по размерам и потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью экономическую группировку после ЕС и САЗСТ (Cеверо-Американская зона свободной торговли).

МЕРКОСУР интересен для России и СНГ тем, что его образование совпало с созданием СНГ и стартовые условия были во многом идентичны. Асунсьонский договор был заключен в 1991 г.

В январе 1994 г. члены МЕРКОСУР приняли протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций, что придало мощный импульс процессам «физической» интеграции между странами Южного Конуса.

Реальность проекта «Трансазийский коридор развития» подтверждается параллелью осуществления МЕРКОСУР межгосударственных проектов в реальной экономике. Так, в различной стадии реализации находится несколько крупномасштабных инвестиционных проектов в области инфраструктуры, энергетики, транспорта, среди которых выделяются: строительство суперавтострады Сан-Паулу — Буэнос-Айрес протяженностью 2100 км (стоимость первой очереди 3 млрд дол.); строительство моста Колония — Буэнос-Айрес длиной 51 км (около 1 млрд). Особый интерес вызывает проект «Единый водный путь в бассейне рек Парагвай и Парана» протяженностью 3440 км и стоимостью 1,3 млрд дол. (он корреспондируется с проектом «Трансазийский коридор развития»).

Интеграция рассматривается правительствами государств — членов МЕРКОСУР в качестве стратегического приоритета национального развития, который, стимулируя технологическую модернизацию и структурную перестройку экономики, позволяет им наиболее адекватно адаптироваться к международному разделению труда и успешно конкурировать с другими региональными группировками.