1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 867

Экономическая эффективность прежде всего

Сегодня российский малый и средний бизнес волнуют две проблемы во внешнем окружении.

Первая — инвестиционная политика властей. И хотя ставка рефинансирования 7,7%, реальная стоимость кредита 15% и выше. Бизнес больше не в состоянии работать на маржу банка, которая составляет 5% (в зарубежных странах — 0,5%). Высокие процентные ставки по кредитам привели к сокращению клиентской базы предпринимателей многих банков почти в десять раз. Придется делиться маржой с предпринимателями и искать другие схемы финансирования — кредиты зарубежных банков и лизинг с зарубежными лизинговыми компаниями под гарантию российских банков. Вторая — существенный рост налогового окружения в 2011 г. из-за повышения ставок страховых взносов.

Посмотрим, как эти и другие проблемы пытается решать малый бизнес, на примере группы компаний, занимающихся вендингом.

Финансирование бизнеса

Сегодня приходится работать не благодаря чему-то, например благоприятному бизнес-климату, а вопреки сложившейся ситуации. Проблемы с финансированием очень остры. Больших капиталов в малом бизнесе не накопишь, приходится поневоле обращаться к заемным средствам. У небогатой структуры малого бизнеса нет возможности привлекать инвестиции Госбанка. Проще привлечь средства коллег и друзей, нежели взять кредит в банке. Реальный процент на практике не 17—18% годовых, а все 20—25%. Кроме того, требуется личное поручительство владельца бизнеса с залогом имущества, включая личное.

Понимая высокую рискованность малого бизнеса, банки и лизинговые компании тяжело дают деньги на развитие. Например, пять лет назад лизинговые компании категорически не соглашались на лизинг кофейных и снековых автоматов: не было вторичного рынка, не знали, что с ними делать. Когда сформировался вторичный рынок (2007 г.), инструменты лизинга и кредита стали более доступными и появились большие сети автоматов.

Благоприятная внешняя среда для ведения бизнеса до кризиса способствовала быстрому росту объемов продаж оборудования. В основном это были крупные закупки для компаний, создающих собственные сети торговых автоматов. Крупные клиенты финансировали приобретение большого количества автоматов, используя лизинг и кредиты.

В период кризиса ситуация изменилась, пришлось искать новых поставщиков оборудования для расширения ассортимента. Лизинг и кредиты практически перестали выдавать, наши коллеги прекратили закупать оборудование, рынок сократился. Заказчиков, стремящихся строить собственные сети, не становится больше. Во многом это связано с прекращением финансирования проектов — высокие риски новых проектов и длительные сроки их окупаемости.

Нестабильная ситуация во внешней среде заставила изменить стратегию и перейти к прямым продажам, сократить отдел продаж, отказаться от участия в выставках. Больше продавать стали через Интернет. Для расширения целевой клиентской базы занялись нишевыми, узкоспециализированными продуктами — оборудованием по продаже мороженого, свежих цветов, молока. Так проще найти потребителя, хотя работать с ним сложнее.

От ежегодно поступающих 2000—2500 запросов до реальной сделки купли-продажи оборудования доходит всего 1—5%. Вендинг всегда индивидуальное решение.

Экономика бизнеса

Финансово-экономические расчеты бизнес-плана и сравнительный анализ доходов и затрат обычных розничных точек убеждают в эффективности вендинга. Торговля продуктами питания через автоматы — это экономия трудовых ресурсов и фонда оплаты труда. Вместо десяти продавцов на десяти точках продаж можно использовать одного человека, который обслуживает эти торговые точки. Торговые автоматы позволяют вести жесткий контроль за денежными потоками. Любой торговый автомат снабжен памятью, в том числе необнуляемой. Вместо 6 кв. м для размещения ларька для автомата необходимо не более 1 кв. м, а продавать можно то же самое. Плюс у торгового автомата круглосуточная работа. Ни один человек не в состоянии работать без перерывов и выходных, а автомат может.

Вендинговые сети эффективны начиная с 20 автоматов. Считайте сами: один снековый автомат (в среднем по рынку) приносит около 20 000 руб. выручки в месяц, кофейный — 15 000 руб. В снековых автоматах 50% выручки уходит на закупку товара, в кофейных — 30%. Затраты на аренду места под один автомат составляют в среднем 3000—5000 руб. в месяц. Из 20 000 руб. вычитаем 10 000 руб. на закупку, 5000 руб. — на аренду места. С 5000 руб. уплачиваем налоги. В итоге практически ничего не остается.

Пример

Рассмотрим ситуацию с десятью парами автоматов снек-кофе. Если все они работают лучше, чем в среднем по рынку, и продают не менее чем на 40 000 руб. в месяц снековый автомат и на 20 000 руб. — кофейный, то выручка со снековых автоматов составит 400 000 руб. в месяц и 200 000 руб. с кофейных. Итого выручка 600 000 руб. в месяц. Арендная плата за место под автоматы составляет 10% выручки, 260 000 руб. идет на оплату товара для автоматов. Около 10 000 руб. расходуется на ГСМ и техобслуживание автомобиля и самих автоматов.

Сравнительные расчеты доходов, затрат и рентабельности бизнеса при ставке страховых взносов 26% в 2010 г. и с учетом ее увеличения до 34% в 2011 г. приведены в таблице.

Для упрощения примера не учитывались выплаты по налогу на прибыль и расходы на амортизацию.

Из расчетов следует, что рентабельность продаж в 2010 г. составляла 17%. Для 2011 г. сделано допущение, что выручка и практически все расходы останутся на уровне 2010 г., увеличатся только расходы на ГСМ и техническое обслуживание автоматов и автомобиля с 10 000 до 15 000 руб.

При увеличении ставки страхового взноса до 34% расходы на оплату труда вырастут на 7600 руб. (с 119 700 до 127 300 руб., или на 6,3%), а все расходы увеличатся на 12 600 руб. (с 400 900 до 413 500 руб., или на 3%). При этом предпринимательский доход сократится на 10 100 руб. в месяц (с 86 100 до 76 000 руб., или на 12%). Рентабельность продаж сократится на 2% (с 17 до 15%).

На практике выручка от автоматов колеблется от месяца к месяцу. Например, летом и в начале января в Москве она снижается (пора отпусков). Лучшие месяцы — апрель и октябрь, что совпадает с графиком деловой активности.

С учетом стоимости десяти пар автоматов — около 3 200 000 руб. окупаемость такого вложения более 3,5 года. И это много. Что делать?

1. Добиваться больших продаж, оптимально размещая автоматы.

2. Увеличивать сеть автоматов, не привлекая новый персонал.

В сложившихся условиях сделать это непросто. Не случайно вся экономическая цепочка выстроена так, что каждый должен как можно больше взять, причем не из-за собственной жадности.

В нашем примере наценка на товары в снековом автомате — 100%. Если ее снизить, то концы с концами не свести. При 10-процентной наценке бизнес не выживет, не сможет оплатить накладные расходы.

Иногда затраты на один автомат у предпринимателя оказываются выше доходов с него. В таких случаях необходимо оптимизировать места установок, что связано с затратами на поиск точек установки, транспортными расходами на перевозку оборудования. При отсутствии накопленных запасов от предыдущих месяцев заниматься оптимизацией чрезвычайно сложно.

Что можно сделать с точки зрения повышения эффективности труда? Немного. Один оператор больше чем 20—25 автоматов не обслужит, качество работы резко снизится. Зачастую операторам приходится выезжать на маршрут в 5 или 6 часов утра, не везде автоматы можно обслужить в утреннее или ночное время. Да и покупательная способность наших потребителей растет не быстро.

Вендинговый оператор не рвач, не пытается с автомата иметь золотые горы. Если бизнес будет стабильным и его через три месяца не выгонят с места торговли, он снизит цены при уменьшении цены на аренду помещения и будет ждать окупаемости два года и более. Из-за внешней нестабильности человек старается как можно быстрее вернуть потраченные деньги. В Европе процесс окупаемости торговых автоматов более длительный. Обороты совсем другие, меньше покупают, выше конкуренция, больше автоматов. В малом бизнесе никто не пытается стать миллионером, а лишь зарабатывают на жизнь (причем сети расширяются) и кредитуются в банке под низкий процент.

Перспективы

Самое основное в малом бизнесе — не стоять на месте. Постоянно надо следить за новинками, смотреть, что работает в мире, как применить эти технологии и инструменты в России. Это особенно важно в кризисные периоды. В 2008 г., когда продажи традиционных автоматов для кофе и снеков резко сократились, мы обнаружили новое оборудование для продажи разливного молока. Идея состояла в соединении конечного потребителя молока и фермера. Это позволило сократить цепочку, убрав посредников, и снизить цену на молоко (см. ст."Как уйти от монополии молокозаводов и торговых сетей при продаже «живого» молока").

Успешное ведение бизнеса предполагает терпение и настойчивость, огромную трудоспособность. Главное — находить возможности для развития бизнеса и рассчитывать их экономическую эффективность.

Сравнительный расчет доходов и расходов бизнеса по общей системе налогообложения

Ставки налогов

Снеко-
вый

Кофей-
ный

Всего за месяц

Структура доходов

2010

2011

2010

2011

Количество автоматов

10

10

Выручка с одного

автомата, тыс. руб.

40

20

Выручка с десяти автоматов

400

200

600

Закупка товаров

200

60

260

Аренда места

10%

60

Расчет НДС

с выручки

18%

18%

91,5

с закупки товаров

39,7

с аренды места

9,15

НДС к уплате в бюджет

42,7

Выручка без налогов

508,5

508,5

100%

100%

Расходы на товары

220,3

Расходы на зарплату,
в том числе

95

оператора

30

бухгалтера

25

гендиректора

40

Социальные взносы

26%

34%

24,7

32,3

Итого расходов на оплату труда

119,7

127,3

24%

25%

ГСМ и техобслуживание

10

15

Аренда места

50,8

Амортизация

38,0

Итого расходов

400,9

413,5

79%

81%

Итого прибыли

107,6

95,0

21%

19%

Налог на прибыль

20%

20%

21,5

19,0

Прибыль без налогов

86,1

76,0

17%

15%

Рентабельность продаж

17%

15%