1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5188

Smart education — новая философия образования

Smart education — новая философия образования

Дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению — smart education. И речь уже идет не столько о технологиях, сколько о новой философии образования. Об этом мы решили поговорить с научным руководителем Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Владимиром Тихомировым.

«ЭЖ»: Что такое smart education?

В.Т.: Smart education, или умное обучение, — это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Ключ к пониманию smart education — широкая доступность знаний в блогах, открытых образовательных ресурсах. Только явив какую-то информацию людям, можно привлечь их внимание, вызвать на дискуссию и тем самым увидеть разнообразие подходов к той или иной проблеме. Активное использование новых знаний стало основой формирования философии smart education.

«ЭЖ»: Правомерно ли говорить, что smart education идет вслед за электронным обучением? В чем различие между ними?

В.Т.: Говоря об электронном обучении, мы в основном делали акцент на технологии. Сегодня технологическое оснащение ведущих университетов мира достигло такого предела, что дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач — все это относится к технологиям. Но что дальше? Что люди делают с этими технологиями, какой эффект получают? Эти вопросы лежат уже в разрезе smart education. Именно оно обеспечит максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, переход от книжного контента к активному, а также позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды. Smart education — новая стратегия развития образования.

«ЭЖ»: Как именно будут достигнуты эти цели?

В.Т.: Smart education — это объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в Интернете на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, совместном обучении. Примером тому может служить проект следующего десятилетия в европейской системе образования — Единый европейский университет с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов от вуза к вузу. Болонский процесс дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создает таким образом Smart education system для Европы. Единый европейский университет будет осуществлять коллективный процесс обучения с помощью единого общего репозитария учебных материалов.

«ЭЖ»: Кстати, об учебных материалах. Новые условия обучения выдвинут к ним новые требования. Как изменится образовательный контент?

В.Т.: Новый образовательный контент позволит студентам приобрести навыки и знания в соответствии с компетентностной моделью. В рамках философии smart education преподаватель может разрабатывать индивидуальный подход для каждого студента благодаря дисциплинам по выбору. На это настроена вся Болонская система. Более того, сам студент может участвовать в разработке конкретных дисциплин. Smart education позволит преподавателю не тратить время на технические требования, связанные с разработкой курса. Он сможет воспользоваться уже существующим контентом, реализованным в виде модулей, описанных специальным образом. С помощью технологий эти модули можно собирать в любой последовательности, причем в автоматизированном режиме. Smart education потребует развития интернет-сообществ, социальных сетей, в которых преподаватели будут обмениваться контентом. Умное образование — это переход от пассивного контента к активному, интерактивному, онлайновому. При этом меняется роль университетов: они материализуют знания и становятся ключевыми игроками рынка знаний.

«ЭЖ»: На ваш взгляд, можно ли говорить, что классическое образование уступит позиции smart education?

В.Т.: Классическое образование с его ориентацией на книги способно давать ничтожно малый объем знаний по сравнению с тем, что сегодня размещено на интернет-ресурсах и мультимедиаканалах. Значительная часть контента, в том числе образовательного, расположенного на web-ресурсах, вообще никогда не попадет в книги. Оперируя только твердыми копиями, преподаватель обкрадывает себя и студента. Сохранение системы образования, ориентированной на книги, стагнирует общество менее чем за десятилетие. Smart education позволит создать условия синхронизированной доставки знаний: то, что вчера было на сайте, сегодня — в учебном материале. Smart education — это объединение студентов, преподавателей и знаний со всего мира. На мой взгляд, именно в этом залог развития интеллектуального потенциала России.