Минпромторг не заботится о качестве

| статьи | печать

Министерство промышленности и торговли предложило ввести трехлетние заградительные пошлины на импорт карамели и активированных углей. По мнению чиновников, только с помощью данной меры можно повысить конкурентоспособность российских игроков на этих рынках. Проведенные ведомством расследования показали, что иностранные поставки леденцов и фильтрующих материалов негативно влияют на российские заводы, вынуждая их работать с минимальной рентабельностью или закрывать производство. У экспертов иное мнение: обогнать импортеров отечественным игрокам мешают низкое качество и узкий ассортимент товаров.

Результаты анализа тенденций на рынках карамели и активированных углей торговое ведомство опубликовало 26 ноября. Инициатором стартовавшей 11 марта проверки сладкой отрасли стала Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» (см. ст "В Минпромторге предпочитают русские конфеты"). На долю предприятий, входящих в это объединение, приходится 50% производства карамели в РФ.

Конфетам не хватает функциональности

В ходе ревизии чиновники выявили, что за период с 2006 по 2009 г. импорт конфет в Россию вырос более чем в 3 раза. В 1-м полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем иностранных поставок карамели увеличился на 63,2%. Вместе с тем изменилась структура ввоза сладостей по странам: если в 2006 г. основным поставщиком являлись члены Европейского союза, то в 2009 г. за счет роста импорта более чем в 17 раз главным импортером карамели стала Украина. С 2006 по 2009 г. доля этой страны в общем объеме иностранных конфет увеличилась с 10,8 до 60,7%. Отметим, что в тройке лидеров по поставкам в РФ леденцов также Китайская Народная Республика.

Пока импортные компании стремительно увеличивали ввоз в страну карамели, одновременно расширяя собственное производство, на российских заводах наблюдалась противоположная тенденция. С 2006 по 2009 г. отечественные компании сократили выпуск конфет на 15,1% и снизили объем реализации на внутреннем рынке на 16,6%. Значительно улучшить свои позиции во внешней торговле производители сладостей тоже не смогли: поставки карамели за рубеж возросли на 0,3%, доля экспорта в общем объеме производства увеличилась с 6,2 до 7,4%. В результате степень загрузки производственных мощностей уменьшилась на 9,5 п.п., численность персонала, занятого в выпуске карамели, упала на 5,2%, производительность труда снизилась на 10,9%, зарплата работников сократилась на 22,2%.

Как следствие, доля российской карамели на внутреннем рынке за три года уменьшилась на 7,8 п.п. Показатель соотношения российского производства к импорту снизился в 3,6 раза. В Минпромторге считают, что основное конкурентное преимущество иностранных игроков перед отечественными компания — низкие цены на леденцы. Средневзвешенные импортные цены с учетом таможенных пошлин и таможенного оформления на карамель выросли в 2009 г. по сравнению с 2006 г. на 13,6%. За это время средневзвешенная цена карамели российских производителей увеличилась на 46,9%. Отечественные заводы в столь резком увеличении стоимости обвиняют удорожание производства: за трехлетний период себестоимость единицы товара внутри страны выросла на 49%.

По данным ассоциации «Асконд», усилению экспансии украинской кондитерской продукции способствует льготный режим импорта сахара-сырца на территорию этого государства. Себестоимость сахара — основного сырья для выпуска кондитерской продукции — на украинских заводах ниже, чем стоимость производства сахара в странах Таможенного союза. Благодаря этому украинские заводы по производству карамели находятся в более комфортных условиях, чем их конкуренты из России, Казахстана и Белоруссии. В 2009 г. экспорт украинских кондитерских изделий в Россию составил более 147 000 т, Казахстан — около 90 000 т, Белоруссию — 17 500 т.

В Минпромторге полагают, что иностранные поставщики намеренно занижают стоимость импортируемых конфет. При этом в ведомстве подчеркивают, что в отставании отечественных заводов не виноваты ни мировой финансовый кризис, ни переориентация спроса на российском рынке, ни устаревшие технологии, используемые российскими компаниями.

Чиновники уверены: чтобы российские компании остались на рынке, необходимо добиться повышения цен на традиционную карамель из стран ближнего зарубежья. В частности, министерство предлагает сроком на три года ввести специальную защитную пошлину в отношении карамели, ввозимой на таможенную территорию РФ, в размере 294,1 долл. за тонну. Действие заградительной меры не будет распространяться на леденцы из Республики Беларусь, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, за исключением Китая и Турции.

По мнению независимых экспертов, чтобы отвоевать утраченные позиции на внутреннем рынке отечественной карамели, нужно не конкурировать по цене с украинской продукцией, а превзойти западные сладости по качеству. Заводы, расположенные на территории страны, в основном производят традиционную карамель, занимающую около 5,5% рынка. Выиграть битву с импортерами им поможет освоение выпуска популярных лакомств, таких как жевательный мармелад, помадки, сливочные тянучки, леденцы на палочке с начинками. Еще один перспективный сегмент рынка, контролируемый в настоящее время крупными иностранными игроками, — функциональные сладости, обладающие различными эффектами (например, освежающим или медицинским).

Активированный уголь нуждается в чистке

Такой способ борьбы с конкурентами Минпромторг не рассматривает. Одновременно с введением заградительных мер на карамельном рынке он собирается ввести трехлетнюю защитную пошлину на рынке активированных углей. Ставку в отношении активированных углей, кроме кокосовых (они не производятся в России), предлагается установить на уровне 14,4%, но не менее 0,45 долл. за килограмм. Как и в случае с карамелью, ограничение не будет распространяться на фильтрующие материалы, ввозимые из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, за исключением Китая и Индии. Дело в том, что эти два государства наряду со странами ЕС, Шри-Ланкой, Филиппинами и Малайзией являются основными поставщиками активированных углей в РФ.

Прежде чем предложить подобные меры, ведомство провело расследование, инициированное ОАО «Собрент», на долю которого приходится в среднем 84% общего объема производства активированных углей в РФ. В ходе анализа выяснилось, что с 2006 по 2008 г. доля российских фильтрующих материалов на внутреннем рынке сократилась на 22 п.п., а с января по сентябрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. — на 3 п.п. Хотя с 2006 по 2008 г. уровень потребления активированных углей, используемых в фармацевтической, пищевой и химической индустриях, в России вырос на 33,8%, отечественные производители снизили объемы производства на 16,1% и реализации на внутреннем рынке на 25,0%.

Чтобы конкурировать с импортерами, российским производителям пришлось снизить рентабельность до отрицательных значений. Дело в том, что средневзвешенная себестоимость производства активированных углей с 2006 по 2008 г. в России увеличилась на 44,2%. Компенсировать часть убытков отечественным заводам удалось за счет увеличения средневзвешенной цены на внутреннем рынке на 22,1%. При этом импортная цена на активированные угли оставалась ниже, чем на отечественную продукцию. Интересно, что за девять месяцев 2009 г. себестоимость производства активированного угля уменьшилась на 0,9%, но отечественные производители продолжали наращивать цены, увеличив их на 23%.

Как и отечественные производители карамели, владельцы заводов по выпуску активированного угля уверены, что снижение спроса на их продукцию обусловлено недобросовестной конкуренцией импортеров. Опросы потребителей показывают иное. Например, фармацевтические компании выражают недовольство чистотой предлагаемого отечественного активированного угля, большой массой пылевидной фракции и примесей железа, а также низкой адсорбционной емкостью.

К сведению

Хроника карамельных войн

К заградительным мерам на рынке леденцов руководство страны прибегало и раньше. В 2001 г. Правительство РФ на полгода установило повышенную пошлину на импорт карамели в размере 21% таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за килограмм. В январе 2002 г. ограничение было продлено еще на 2,5 года. В первый год действия заградительной меры импорт леденцов с Украины упал на 40%. Затем импортеры нашли выход из ситуации и начали добавлять в карамель какао, поскольку продукция с его содержанием под действие пошлины не подпадала. По данным «Асконда», с 2002 по 2005 г. доля украинских производителей в карамельной отрасли России увеличилась с 20 до 50%.

С 14 ноября 2005 г. кабинет министров ввел адвалорную ставку ввозной пошлины на карамель и прочие сахаристые изделия с Украины на уровне 20%, специфическую — не менее 0,25 евро за килограмм. Также была предусмотрена специфическая пошлина на ввоз патоки, шоколада и прочих пищевых продуктов, содержащих какао, — не менее 0,6 евро за килограмм. Действие ограничений закончилось в 2009 г. По подсчетам «Асконда», в 2009 г. объем российского рынка леденцовой карамели равнялся 21 000 т. 88% сектора занимали отечественные конфеты, 12% — импортные сладости. Говоря о необходимости введения защитной пошлины, участники рынка уверяют, что в 2010 г. расстановка сил серьезно изменилась: только за 1-е полугодие 2010 г. объем импорта леденцовой карамели составил 15 000—16 000 т.