«Доверие» оказалось под вопросом

| статьи | печать

То, о чем давно уже говорили, похоже, свершилось. И тем не менее все оказались не готовы. Речь о том, что в конце декабря 2004 года Страхнадзор впервые приостановил действие лицензии у компании, занимающейся ОСАГО. «Пострадала» санкт-петербургская компания «Доверие». Впрочем, приказ до сих пор официально не опубликован. Все-таки проблема существует. Как оказалось, в Законе об ОСАГО порядок действий в такой ситуации практически не прописан. Итак, что делать пострадавшим в ДТП и застрахованным?

Закон об организации страхового дела трактует приостановку действия лицензии как запрет страховой компании заключать новые договоры и продлевать действующие. Поэтому тем, у кого договор заканчивается в ближайшие месяц-два, есть смысл заняться поиском новой компании.

Благо, что лицензию на ОСАГО имеют еще 167 страховщиков.

Тем автовладельцам, у кого до окончания договора осталось достаточно много времени, предстоит смириться с потерей если не денег, то времени. Во-первых, как правило, за приостановкой действия лицензии следует ее отзыв, что означает крах страховщика. Соответственно прекращает свое действие и страховая защита.

Во-вторых, в лучшем случае удастся вернуть только часть средств. Согласно подп. «в» ст. 33 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» действие договора

обязательного страхования прекращается досрочно в случае отзыва лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или его ликвидации.

При этом согласно ст. 34 Правил страхователю возвращается часть страховой премии за неистекший период действия договора обязательного страхования.

Если же у страховщика лицензия не отозвана, а только приостановлена, то застрахованный автовладелец не может расторгнуть договор по собственному желанию и соответственно ему не удастся получить назад свои деньги.

Остается ждать: либо Страхнадзор снимет свои санкции, либо страховщик все-таки лишится лицензии.

Страховая компания, у которой приостановлена лицензия, обязана продолжать урегулировать страховые случаи, то есть производить выплаты пострадавшим в ДТП по вине застрахованных в ней автовладельцев. И даже отзыв лицензии ничего принципиально не меняет.

Только процедура банкротства страховщика освобождает его от разбирательств с пострадавшими в ДТП. Возмещение ущерба они должны будут получать уже из компенсационного фонда (фонда гарантий), в который все страховщики, занимающиеся ОСАГО, производят отчисления.

Осуществлять компенсационные выплаты должно профессиональное объединение страховщиков, а именно Российский союз автостраховщиков. Впрочем, РСА согласно Закону об ОСАГО может доверить выплату одной из страховых компаний. Например, той, что выдала полис пострадавшему автовладельцу.

Однако п. 1 ст. 18 Закона об ОСАГО предусматривает, что компенсационная выплата из фонда гарантий осуществляется только в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего. А как показывает практика, число ДТП с травмами людей весьма незначительно. За поврежденное «железо» деньги придется взыскивать с виновника аварии. И скорее всего в судебном порядке, то есть быстро не получится. Главный вывод, который можно и нужно сделать из всей этой истории, — к выбору страховщика по ОСАГО надо подходить осознанно, а не так, как считает большинство автовладельцев: тарифы везде одинаковые, так и чего выбирать.

Как оказалось, есть чего — свое спокойствие и сэкономленные деньги.

Наша справка

Страховая компания «Доверие» создана в 1992 году в Санкт-Петербурге. За III квартал 2004 года страховщиком собрано 168,2 млн рублей, из них почти 70% приходится на ОСАГО. По данным РСА, компания заключила за 9 месяцев прошлого года более 55 тыс. договоров ОСАГО. Представители страховщика работают в 53 субъектах Федерации. На долю регионов за тот же период приходилось около 30% поступлений по ОСАГО. По итогам первого полугодия 2004 года компания заняла 4-е место в списке страховщиков, на которых более всего жалуются клиенты: 3,83 жалобы на каждую тысячу страховых случаев.