1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2806

«Вмененные» услуги населению: без бланков строгой отчетности не обойтись

Разъяснения Минфина России будут полезны компаниям, которые оказывают услуги населению, применяют по этому виду деятельности ЕНВД и отказались от использования кассового аппарата. По мнению финансового ведомства, такие организации должны вместо кассового чека выдавать покупателям только бланки строгой отчетности.

Из-за чего возникли трудности

Летом прошлого года вступили в силу изменения, которые дополнили ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) новым п. 2.1. Благодаря поправкам организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, получили возможность не использовать контрольно-кассовую технику при наличных расчетах. При этом продавец обязан по требованию покупателя выдать документ, подтверждающий прием денежных средств. Это может быть товарный чек, квитанция или иной документ, в котором указаны все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

Напомним, какую информацию должен содержать документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг):

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа и дату выдачи;
  • наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
  • ИНН организации (предпринимателя);
  • наименование и количество приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.


Плательщики единого налога на вмененный доход с радостью воспользовались предоставленным Законом № 54-ФЗ правом не применять кассовые аппараты и стали выдавать по требованию покупателей вместо чека ККТ всевозможные документы. Однако многие компании не учли один нюанс. В пункте 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ есть исключение: его норма не применяется к ситуациям, описанным в п. 2 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Это означает, что данным порядком не смогут воспользоваться организации и предприниматели, применяющие «вмененку» по такому виду деятельности, как оказание услуг населению.

Дело в том, что для организаций и предпринимателей (независимо от того, какой режим налогообложения они применяют) при оказании услуг населению освобождение от использования в деятельности контрольно-кассовой техники предусмотрено в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. При этом вместо чека ККТ такие компании должны выдать покупателю бланк строгой отчетности.

Обратите внимание: п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ не содержит формулировки «по требованию покупателя». Поэтому бланки строгой отчетности надо выдавать клиентам всегда.

Не путайте нормы закона!

Казалось бы, какая разница, какой документ — например, товарный чек или бланк строгой отчетности — вместо кассового чека выдаст продавец. В конечном итоге у покупателя на руках будет документ, подтверждающий прием наличных денежных средств.

Оказывается, разница есть. На это обратили внимание специалисты Минфина России в письме от 23.08.2010 № 03-01-15/7-191. По их мнению, организации и предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие ЕНВД, должны руководствоваться п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. То есть при расчетах с населением без кассового аппарата продавец обязан выдать покупателю бланк строгой отчетности.

Заметим, что аналогичной позиции придерживаются Минэкономразвития России (письмо от 08.04.2010 № Д05-108) и налоговые органы (письмо ФНС России от 17.05.2010 № АС-17-2/238).

Таким образом, организация или предприниматель, которые при наличных расчетах с населением за оказанные услуги не выдадут покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Напомним, что эта норма Кодекса предусматривает штрафные санкции за неприменение ККТ. Размер штрафа:

  • для граждан — от 1500 до 2000 руб.;
  • организаций — 30 000 до 40 000 руб.;
  • должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.

Все смешалось: бланки, люди…

Интересную трактовку применения п. 2.1 и п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ дают суды. В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 № А32-7002/2010-3/115-5АЖ суд рассмотрел такую ситуацию.

Предпринимателя, который оказывал услуги населению и уплачивал по данному виду деятельности ЕНВД, налоговая инспекция привлекла к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Поводом послужил тот факт, что предприниматель при оказании услуг физическому лицу не применил ККТ и не выдал клиенту бланк строгой отчетности.

Арбитры признали решение налогового органа неправомерным. Суд отклонил довод налоговой инспекции, что предприниматель при расчетах с населением обязан был, руководствуясь п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, выдать своему клиенту или кассовый чек, или бланк строгой отчетности. Аргумент — предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход. В действиях предпринимателя нет административного правонарушения, поскольку материалы проверки не содержат сведений о том, что предприниматель отказался выдать по требованию клиента бланк строгой отчетности.

Из рассматриваемого постановления можно сделать следующий вывод. Суды считают, что организации и предприниматели, переведенные на ЕНВД и оказывающие услуги населению, могут руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Аналогичная позиция изложена и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 № А79-12036/2009.

Как видим, суды трактуют нормы Закона № 54-ФЗ в пользу налогоплательщиков. Но хотим предупредить, что спорный п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ действует чуть больше года. Говорить, что по вопросам его применения сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу компаний, пока рано. Чтобы избежать проблем, мы рекомендуем при оказании услуг населению всегда выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Наша подсказка

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Перечень услуг населению, при оказании которых можно вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности, содержится в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163.

А виды деятельности, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход, перечислены в ст. 346.26 НК РФ. Для применения п. 2 и п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ необходимо руководствоваться названными документами в совокупности.

Чтобы не ошибиться, в каких случаях плательщикам ЕНВД нужно выдавать покупателям бланки строгой отчетности, а в каких можно отделаться иным документом, советуем воспользоваться нашей подсказкой. Ее мы представили в виде таблицы.

Вид «вмененной» деятельности

Выдаем бланк строгой отчетности

Выдаем иной документ

Оказание бытовых услуг населению

+
(код по ОКУН 010000)

-

Оказание ветеринарных услуг

+
(код по ОКУН 083000)

+
(если такие услуги оказаны организациям)

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

+
(код по ОКУН 01700 — для услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, код 017103 — для услуг по мойке автотранспортных средств)

+
(если такие услуги оказаны организациям)

Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок)

+
(код по ОКУН 017608)

+
(если такие услуги оказаны организациям)

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов

+
(код по ОКУН 021500 — для услуг пассажирского автомобильного транспорта, код по ОКУН 022500 – для услуг грузового автомобильного транспорта)

+
(если такие услуги оказаны организациям)

Розничная торговля


(этот вид деятельности поименован в ОКУН по коду 121101. Но, на наш взгляд, розница не относится к деятельности по оказанию услуг населению. Дело в том, что с точки зрения гражданского законодательства розничная торговля — это передача покупателю товаров (ст. 492 ГК РФ), а услуга — осуществление определенной деятельности по заданию заказчика (ст. 779 ГК РФ))

+

Оказание услуг общественного питания

+
(код по ОКУН 120000)

+
(если такие услуги оказаны организациям)

Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций


(услуги не поименованы в ОКУН)

+

Распространение наружной рекламы на транспортных средствах


(услуги не поименованы в ОКУН)

+

Оказание услуг по временному размещению и проживанию

+
(код по ОКУН 062000)

+
(если такие услуги оказаны организациям)

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети


(услуги не поименованы в ОКУН)

+

Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организаций общественного питания


(услуги не поименованы в ОКУН)

+