Товар испорчен в результате ДТП: как учесть убытки?

| статьи | печать

Вправе ли организация для целей налога на прибыль отнести на внереализационные расходы сумму потерь от гибели незастрахованной партии товара, если утрата товара произошла по вине работника? Минфин России в письме от 14.10.2010 № 03-03-06/1/648 высказал по этому вопросу свою позицию. Сразу скажем, что она не в пользу налогоплательщиков.

Специалисты финансового ведомства в комментируемом письме рассмотрели следующую ситуацию. Организация перевозила товар, который не был застрахован. В результате дорожно-транспортного происшествия товар пришел в негодность. Виновным в ДТП признан водитель организации. По мнению Минфина России, расходы в виде суммы потерь от гибели незастрахованного товара могут быть учтены в составе внереализационных расходов при условии взыскания с водителя суммы причиненного ущерба в порядке, предусмотренном главой 39 ТК РФ.

Интересно, что в комментируемых разъяснениях Минфин России не указал, по какой норме НК РФ организации могут учесть ущерб, если виновное лицо возместило потери. Из этого можно сделать вывод, что, по мнению финансистов, к описанной ситуации не подходят те виды убытков, которые непосредственно перечислены в ст. 265 НК РФ.

В пункте 2 ст. 265 НК РФ есть две нормы, которые на первый взгляд подходят к рассматриваемой ситуации. Во-первых, это подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, по которому учитываются недостачи и потери от хищения имущества. Но, на наш взгляд, эту норму Кодекса в данном случае применить нельзя. Ведь недостач и воровства не было.

Во-вторых, в п. 2 ст. 265 НК РФ есть подп. 6, на основании которого учитываются убытки, полученные компанией в результате чрезвычайных ситуаций. Если доказать, что ДТП является чрезвычайной ситуацией, то компания может учесть убытки по этой норме Кодекса. Понятия «чрезвычайная ситуация» в НК РФ нет. В судебной практике есть решения, в которых суды признают, что потери от дорожно-транспортных происшествий относятся к чрезвычайным ситуациям и включаются в состав внереализационных расходов на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 30.11.2009 № КА-А40/12576-09 и Северо-Западного округа от 28.09.2007 № А56-20533/2006). Однако есть решения, опровергающие такую точку зрения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2004 № А66-5321-03).

Кроме этого не стоит забывать о том, что перечни расходов по п. 1 и 2 ст. 265 НК РФ являются открытыми. Поэтому организация вполне может учесть спорные потери как иные внереализационные расходы. Главное, чтобы они были документально подтверждены и экономически обоснованны. А с этим как раз Минфин России и не спорит.

И последнее, что нужно учесть при рассмотрении данного вопроса. В силу ст. 240 ТК РФ работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Таким образом, возможность признать убытки в виде утраты товара в составе расходов не должна ставиться в прямую зависимость от возможности компенсировать эти убытки за счет виновных лиц.