Модернизация: сделать первый шаг

| статьи | печать

Лао Цзы и мини-мойки

Для чего мы покупаем новую мебель? Новую одежду? Автомобиль? Не в последнюю очередь, чтобы сделать свою жизнь более комфортной, удобной, приятной. При этом учитываем возможности семейного бюджета. Ранжируем потенциальные покупки в зависимости от их актуальности. Советуемся, строим и согласовываем планы. Сравниваем, прикидываем, решаем и, наконец, покупаем. Ведь это аксиома – точно знать, что конкретно и зачем мы хотим приобрести, что и сколько будет стоить, где разместим и как будем использовать покупки.

Иными словами, выбирая вариант своего рода «мини-модернизации», фактически разрабатываем бизнес-план – миссия, обоснование, цели и задачи, чёткие количественные и качественные параметры, сравнение с альтернативными предложениями, и, конечно, соответствие финансовым возможностям. В его обсуждении и реализации непременно участвуют, как правило, все члены семьи, а зачастую также родственники, друзья, соседи. Словом, «на старте» собираются знающие, заинтересованные, уверенные в своих возможностях, ориентированные на ожидаемый результат и готовые к соответствующим действиям люди. После такой подготовки вероятность успеха многократно превышает всегда присутствующую опасность неудачи. Успеха – как правило, неудачи – как исключения.

Миллионы разнообразнейших «мини-модернизаций» свершаются каждодневно. Конечно, модернизация «семейного типа» по масштабам несопоставима с «всесторонним замахом» буксующей общероссийской модернизации. Но разве у индивидуальных мини-моек нет ничего общего с многобоксовыми гигантами для одновременного мытья десятков авто?

Отсутствие в России внятной концепции модернизационных преобразований общеизвестно. Древнекитайский философ Лао Цзы (Лао Дзы, 6—5 вв. до н.э.) призывал: «Учитесь видеть малое в большом и большое в малом». Идеологи российских реформ блестяще усвоили и освоили эту нехитрую, но тонкую заповедь. Несколько важных, но далеко не основополагающих направлений – как способность увидеть малое в большом. Утверждённые объёмы финансирования в десятки и сотни миллиардов рублей – как доказательство способности извлекать большое из малого. В российской модернизации «на мелочи» не размениваются. И то правда: «Любить – так королеву! Воровать – так миллион!»

Что до имеющих место быть отдельных подвижек, проблесков и результатов, то, как неоднократно повторял гениальный Аркадий Райкин, «конечно, есть, но не то…».

А олени лучше!

В 70-е годы прошлого века на советской эстраде была популярна песня оленевода в исполнении Кола Бельды, который пел в последнем куплете: «Паровоз – хорошо, пароход – хорошо, самолёт – ничего,а олени лучше!»

Более года назад Президент России сформулировал пять важнейших направлений российской модернизации. Повышать энергоэффективность российской экономики? Хорошо! Развивать атомную и космическую технику? Хорошо! Осваивать информационные технологии? Хорошо! Выпускать передовое медоборудование? Тоже хорошо! А принять в качестве стратегической цели российской модернизации повышение уровня жизни россиян до конкретно исчисляемых показателей, соответствующих высокоразвитому индустриальному обществу (достигнутому в Западной Европе к 80-м – 90-м годам 20-го века) лучше!

Безусловно, не только можно, но и нужно сразу использовать передовые достижения постиндустриального развития, если объективная реальность это позволяет. Но без самообмана и игры словами, не пытаясь прыгнуть через голову или делать вид, что, несмотря на отдельные затруднения, у нас всё складывается хорошо

Парадоксальный вывод сделали аналитики «Росгосстраха»: «Большинство россиян считают, что достигли благосостояния и ведут достойную жизнь».

При этом оказалось, что количество россиян, способных купить крупную бытовую технику, новый автомобиль или недвижимость, не превышает 32%, 12% и 3% соответственно. Если суммировать, получим 47% - в точности совпадающих с числом тех, кто считает, что достигли желаемого уровня благосостояния, и тех, кто собирается достичь данного уровня в обозримом будущем. Но разве, то обстоятельство, что лишь 3% граждан способны купить недвижимость (очевидно, что практически никто из них, скорее всего, не живет в стеснённых жилищных условиях), а остальные 97% (!) населения (из которых минимум треть нуждается в улучшении жилищных условий) лишены этой возможности, не наводит на весьма грустные размышления о перспективах и сроках реального повышения качества жизни миллионов россиян?

Более того, 47% - это чуть менее, чем половина жителей страны! Выходит, другая половина в принципе лишена возможности купить сегодня даже холодильник или стиральную машину. К тому же 14% опрошенных считают свой уровень жизни нестерпимо плохим (по данным Росстата, к концу первого полугодия 2010 г. доходы ниже величины прожиточного минимума – 5625 руб. – имели 19,1 млн человек, или 13,6% населения). У 12% денег хватает только на питание. Неудивительно, что 38% взрослых россиян придерживаются той точки зрения, что они никогда не будут жить хорошо.

Бедные граждане страдают и от резкого роста цен на продукты питания. По данным Всемирного банка, их приобретение у 10% самых бедных составляет половину всех расходов, а у 10% наиболее обеспеченных – 15,7%. По данным Росстата, 71,5% населения вообще не делают никаких сбережений, т.е. из месяца в месяц тратят полученный доход полностью. И если нам настойчиво внушают мысль, что по итогам кризисного, 2009, года и в текущем году банковские вклады существенно выросли, то ясно, что это «заслуга» меньшинства, свидетельствующая об опасно углубляющемся социальном неравенстве в российском обществе.

Трудно себе представить, что в подобных условиях найдутся слова, даже произнесённые главой государства, которые вдохновят народ на подвиги во имя всеобщей экономической модернизации. И главная причина не в отсутствии единства и патриотизма, хотя очевидная социальная несправедливость разобщает народ именно как историческую общность. И не в нежелании трудиться, хотя работа «на дядю» не очень вдохновляет на трудовые подвиги. И даже не в том, что, как показывает продолжающийся опрос аналитического центра ЭЖ, три четверти ответивших либо не знают, либо не одобряют стратегию развития компаний, в которых работают. Т.е. не являются её активными проводниками и исполнителями. Можно ещё перечислить немало причин того, почему «буксуют и имеют место быть» модернизационные преобразования.

Но есть среди них стержневая, потянув за которую, как говорил классик, можно вытянуть всю цепь проблем. Надо убеждать людей не в важности модернизации для повышения жизненного уровня граждан (улучшение жизни – через модернизацию). Надо создавать практические условия для заинтересованного труда большинства – общественно полезного, достойно оплачиваемого, позволяющего ощущать и собственную значимость, и реальные, каждодневные улучшения жизни – своей и своих близких (модернизация – через улучшение жизни).

Вспоминается антиалкогольная кампания начала горбачёвской перестройки (почти четверть века назад), основная идея которой звучала так: «Чем больше пьём – тем хуже работаем!» А ведь, по сути, ситуация была обратной: чем менее заинтересованно, без перспективы и надежды на лучшее люди работали – тем больше пили… Вот и сегодня, отдавшись самовнушению и приятной информации, власть снова рискует наступить на те же грабли.

Человек должен понимать и ощущать, как, когда, в сравнении с чем и насколько изменяется/изменится его личная жизнь к лучшему. Тогда заявленные (и другие – «вновь открывшиеся») направления модернизации станут важными составляющими и необходимыми средствами достижения сформулированной выше цели, не подменяя её. И контроль результатов, и ответственность на всех уровнях будут предметными. И награждения за достижения, равно как и наказания за провалы, будут гласными и неотвратимыми.

Вот, к примеру, жилищный вопрос, испортивший столько судеб… Как построить десятки и сотни миллионов квадратных метров жилья в год по цене, доступной большинству? По каким технологиям? Из каких материалов? Какие отечественные предприятия соответствуют современным требованиям? Как увеличить мощности коммуникаций? Что закупить за границей? Как развить современную инфраструктуру, использовать труд не гастарбайтеров, а местных жителей, и не в последнюю очередь тех из них, кто нуждается в жилье (был, кстати, такой опыт в советское время). Ведь решают жилищную проблему в других странах – давно и успешно.

Всё нужно просчитать – и во времени, и в рублях… А чтобы работников сроки вдохновляли, цены не шокировали, технологии были передовыми, ресурсо- и энергосберегающими, материалы экологичными, платежи честными, сроки выполнения и качество работ безупречными – процессы должны быть, в первую очередь, конкурентными, информационно прозрачными и подконтрольными.

Спрашивается, разве это не системный вариант конкретной модернизации в строительстве с конкретными результатами – не по плану и призывам «сверху» (к модернизации во имя наращивания объёмов строительных работ), а по инициативе «снизу», наполняющей «высокую директиву» самым что ни на есть реальным содержанием? Разве это не естественное человеческое желание решать проблемы собственным трудом, опираясь на всестороннюю поддержку государства и не надеясь на его пресловутый патернализм?

И тогда выполнение нацпроекта «Жильё», долгожданная реконструкция соответствующих отраслей, строительство самого жилья, развитие инфраструктуры и многое другое из области громких фраз, прекраснодушных пожеланий и корпоративно-корыстных действий органично перейдёт в реальность – оптимистичную и вдохновляющую, с конкретными результатами и стимулами к новым достижениям и внедрениям – может быть, даже самых передовых инновационных технологий.

Но ведь в стране проблемы не только с жильём! Перечислять не будем – пальцев не хватит! И если постараться делать всё по уму, профессионально и качественно – в считанные годы результатов добьёмся, страна преобразится, люди другими станут.

Ещё пример. Хотите повысить урожай огурцов на даче и собираете нужную информацию? Не очень точный шаг. Сначала определите, сколько килограммов огурцов надо вырастить? Изучите доступные агроприёмы, обеспечивающие планируемую урожайность, – не больше и не меньше. Размер грядки оптимизируйте. Словом, подберите технологии и нововведения, исходя из необходимого количества овощей, а не из «политической целесообразности» повышения урожайности грядки вообще.

Скажете, модернизировать экономику – не огурцы выращивать? Никто и не спорит. Много расчётов потребуется? Не беда. Китайские (!) учёные и инженеры только что запустили самый мощный суперкомпьютер в мире «Тяньэ-1а». Его производительность составляет 2,5 петафлопса (один петафлопс равен одному квадриллиону операций в секунду). Можем обратиться – наверняка помогут некогда «старшему брату». На взаимовыгодных условиях, разумеется. Потому что дружба – дружбой, а табачок – врозь.

Конечно, в жизни всё намного сложнее. Но ещё одна древняя китайская пословица гласит: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Китай – смог! А Россия – сможет?