На российском рынке ценных бумаг рядовые участники торгов начинают играть по правилам

| статьи | печать

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) запустила рабочий режим мониторинга подозрительных сделок. Два месяца эта система работала в тестовом режиме. За это время удалось выявить сотни сделок, которые можно назвать подозрительными, и десятки случаев возможного манипулирования ценами акций.

В основу системы мониторинга сделок ФСФР легла модель, которую широко применяют регуляторы других стран. Суть ее заключается в анализе сплошного информационного потока, поступающего с российских бирж.

Задача системы — проверить сделки на пять видов возможных нарушений, а именно манипулирование ценами, их удерживание, сделки без видимого экономического смысла, сделки, основанные на использовании инсайда, и фиктивные заявки.

Далее система ранжирует нарушения в зависимости от их серьезности. Самые сложные случаи рассматривают специалисты созданного отдела противодействия манипулированию рынком.

За два тестовых месяца удалось не только выявить около сотни подозрительных сделок, но и десятки из них отправить на рассмотрение нового отдела.

Дальнейшая судьба участников рынка, заключивших сделки, которые система сочла подозрительными, — в руках специалистов отдела. При необходимости они могут проводить дополнительные расследования, которые имеют шанс закончиться суровыми предписаниями и даже передачей дел в прокуратуру.

За два месяца удалось выявить статистику наиболее распространенных нарушений: из всех выявленных системой подозрительных случаев 70% приходится на манипулирование ценами, примерно поровну делятся случаи, связанные со сделками без экономического смысла и фиктивными заявками. А вот случаев инсайдерской торговли система не обнаружила даже при наложении динамики котировок на ленту новостей. Наибольшее количество отклонений система выявляет с акциями второго эшелона — в силу меньшей ликвидности у них большие колебания, объясняет глава ФСФР Владимир Миловидов.

До внедрения этой системы ФСФР не отслеживала рынки в режиме онлайн. В. Миловидов так описывает предыдущую схему работы: «Мы не следили за рынком, и нарушения выявлялись на уровне появления жалоб, выборочным образом, либо отслеживались через прессу». Сейчас, по его словам, система позволяет отслеживать ежедневно 1,2 млн транзакций.

По мнению руководства ФСФР, открытая информация о внедрении этой системы мониторинга поможет участникам рынка дисциплинироваться. Сами участники рынка отнеслись к внедрению системы положительно. Некоторые даже высказывались, что давно следовало ее задействовать. Скептики же обращают внимание на то, что работа системы мониторинга очень похожа на общую ситуацию в стране: сами законы хорошие, но исполнять их никто не торопится. К тому же сложно представить реальную ситуацию, когда ФСФР, поймав на подозрительных сделках крупных чиновников, будет открыто и беспристрастно разбирать подобные дела.

Впрочем, в целом биржевая система приобрела более цивилизованный вид и по крайней мере рядовые участники рынка, как российские, так и иностранные, должны будут соответствовать правилам, принятым на большинстве торговых площадок мира.