Конкуренция заменяет государственное регулирование

| статьи | печать

Либерализация, усиление конкуренции и энергосбережение в обозримой перспективе будут определять развитие рынка электроэнергии в России. В этой ситуации возрастает значение партнерских отношений между сбытовой компанией и потребителями. Энергосбыт должен понимать потребности клиента, чтобы планировать свою работу, разрабатывать новые продукты и услуги. Потребители с помощью сбытовой компании могут на системной основе заняться снижением собственных затрат на энергоресурсы. В выигрыше останутся все.

В 2011 г. завершается переходный период реформирования российской электроэнергетики, который длился почти пять лет. Однако реформирование электроэнергетики нельзя считать завершенным, пока ее результат не почувствует конечный потребитель, пока мы не выстроим и не запустим эффективную модель розничного рынка электроэнергии, которая устроит не только энергетиков, но и потребителей электрической энергии.

На сегодняшний день реформа оптового рынка электроэнергии, участниками которого являются генерирующие, энергосбытовые компании и самые крупные промышленные предприятия, по сути завершилась. С 2011 г. вся торгуемая на нем электроэнергия будет продаваться не по установленным государством тарифам, а по свободной цене. Она определяется в результате конкурентного отбора заявок продавцов и покупателей на сутки вперед, и решающую роль в ценообразовании играет так называемая топливная составляющая. То есть в первую очередь на торги выставляется дешевая энергия самых современных и эффективных станций с наименьшими топливными затратами. Поэтому в период, когда спрос на электроэнергию относительно небольшой, цены снижаются. И наоборот, когда спрос растет и в работу включаются менее эффективные энергоблоки, цены начинают расти.

Адаптация к новым условиям

Розничный рынок, где электроэнергия продается конечному потребителю — промышленным предприятиям, организациям и населению, отстает в развитии от оптового. Он продолжает функционировать по правилам так называемого переходного периода. Принимая во внимание социальную значимость этого вопроса и количество заинтересованных сторон, государство решило сначала подготовить основу для стабильного функционирования целевой модели, то есть адаптировать розницу к либерализованному рынку постепенно. На этом этапе стоимость электроэнергии для населения продолжит устанавливать Федеральная служба по тарифам.

Сегодня представители всех заинтересованных сторон (энергосбыта, потребителей, регулирующих органов и государства) обсуждают основные направления и шаги по трансформации розничного рынка. Уже в ближайшем будущем розничные потребители электроэнергии получат новые права и возможности, смогут менять поставщиков, выбирать разные условия поставки и ценовые меню. Кардинально изменится сама модель определения розничных цен на электроэнергию, произойдет фактический отказ от тарифа.

Экспертам предстоит уточнить ряд моментов, связанных с функционированием целевой модели розничного рынка. Например, определить новые правила транслирования стоимости электроэнергии с оптового на розничный рынок, решить судьбу статуса гарантирующего поставщика и т.д. Однако независимо от вариантов решения этих вопросов можно с уверенностью говорить о сохранении долгосрочной тенденции — росте конкуренции в борьбе за потребителя. Если в 2010 г. в России работает около 300 энергосбытовых компаний, то после принятия правил целевой модели их количество, по самым скромным прогнозам, увеличится в три —пять раз.

Разворачивается борьба за клиента

Уже сейчас энергосбытовые компании отмечают, что потребители становятся грамотнее, ищут способы экономить средства и оптимизировать потребление. Со своей стороны многие сбытовые компании пытаются ответить на запросы клиентов, предлагая им новые продукты и услуги, более выгодные условия сотрудничества, удобный и понятный сервис. Однако в условиях переходного периода сделать это не так просто.

Гарантирующий поставщик по закону не может предложить потребителям гибкое тарифное меню или особые условия сотрудничества, поскольку является регулируемой организацией. В результате он не заинтересован ни в создании новых сервисов, ни в снижении собственных затрат, которые и так включены в тариф. С точки зрения потребителя это абсолютно неправильная ситуация.

Между тем на примере стран Восточной Европы, где также произошла реформа энергорынка, видно, что энергосбыт имеет огромный резерв для повышения собственной эффективности, прежде всего за счет стандартизации бизнес-процессов, автоматизации обслуживания клиентов, оптимизации управления. В преддверии перехода к новой модели розницы такие процессы уже начались и в российских сбытовых компаниях. В условиях жесткой конкуренции сокращение издержек скоро станет залогом их выживания и успешного развития.

Важнейшим конкурентным преимуществом энергосбытовых организаций становится гибкость и способность учитывать самые разнообразные запросы клиентов. Например, с этой целью в КЭС-Холдинге была создана специализированная компания «ЕЭС.Гарант», которая выступает партнером гарантирующих поставщиков. Через эту компанию и ее филиалы в регионах клиенты уже сегодня могут не просто покупать электроэнергию, а получать комплекс продуктов и услуг: от приобретения энергосберегающего оборудования, проектирования и установки систем учета до сложных решений по повышению энергоэффективности и финансирования энергосберегающих мероприятий.

Энергоэффективность во главе угла

Новый Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности дал потребителям новые инструменты оптимизации расходов на энергоресурсы, которые органично встраиваются в розничный рынок электроэнергии. Самый важный из них — так называемый энергосервисный контракт. В рамках такого договора исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия, а затем заказчик делит с ним полученный экономический эффект.

В итоге потребитель-заказчик не платит ничего и фактически сразу снижает затраты на оплату энергоресурсов. А исполнитель (в нашем случае — энергосбытовая компания, которая финансирует энергосберегающие мероприятия) получает понятный инструмент возврата вложенных средств за счет доли от общей экономии.

Как показывают наши исследования, такой контакт выгоден, например, бюджетным организациям, где установлено большое количество ламп накаливания и нет финансов для единовременной модернизации электрооборудования.

Первый опыт КЭС в этой области оказался весьма удачным. С августа ОАО «Кировэнергосбыт» начало предоставлять предприятиям и организациям Кировской области в пользование современное энергосберегающее оборудование. Замена устаревших ламп позволяет заметно оптимизировать затраты на оплату потребленной электроэнергии. Первыми клиентами «Кировэнергосбыта» стали именно госучреждения. По нашим расчетам, общая экономия четырех бюджетных организаций, заключивших первые энергосервисные контракты, может составить около 600 000 руб. в год. Условиями контракта также предусмотрены доставка энергосберегающего оборудования, гарантийная замена и утилизация вышедшего из строя оборудования.

В Удмуртии энергосервисный контракт позволил полностью переоборудовать одну из муниципальных котельных. Удмуртская энергосбытовая компания инвестировала в этот проект около 4,5 млн руб., а ожидаемый экономический эффект в течение ближайших пяти лет превысит 15,5 млн руб. Данные средства будут в равных долях распределены между энергосбытовой компанией и муниципалитетом, который получит не только экономию затрат на обеспечение населения теплом, но и новый современный объект тепловой генерации.

Будущее за умными счетчиками

Понятно, что никакая экономия невозможна без точного учета отпущенных или потребленных энергоресурсов. Счетчики играют роль весов в магазине, которые одинаково необходимы и продавцу, и покупателю. Первый знает, сколько товара отпустил, а второй берет столько, сколько ему нужно, и соответствующим образом за это платит. Без подобного учета энергосбережение и экономия невозможны. Сейчас российские энергосбытовые компании готовятся к реализации проектов по оснащению потребителей интеллектуальными счетчиками электрической энергии и автоматизированными системами коммерческого учета. Их целевой аудиторией являются предприятия среднего и малого бизнеса, предприятия сферы ЖКХ и население.

Несмотря на то что новому Закону об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не исполнилось и года, рынок услуг в сфере энергосбережения развивается очень активно и имеет огромные перспективы. Только в шести регионах работы энергосбытовых компаний КЭС-Холдинга потенциал снижения объема электропотребления составляет от 2 до 4% в год. При условии что совокупное потребление наших клиентов только в 2010 г. составит 56 млрд кВт.ч, их общая экономия может исчисляться сотнями миллионов рублей.

К сведению

Одним из первых оценил важность нового подхода к работе с клиентами «Оренбургэнергосбыт». Сегодня эта компания вместе с региональным филиалом «ЕЭС.Гарант» предлагает своим клиентам и всем предприятиям и организациям области широкой спектр продуктов и даже программ в сфере повышения энергетической эффективности.

Контракты с фиксированными ценами на электроэнергию впервые были предложены потребителям в трех пилотных регионах в 2009 г. Соответствующие договоры с ООО «ЕЭС.Гарант» заключили уже в общей сложности более 1200 предприятий и организаций Кировской, Свердловской, Оренбургской областей и Удмуртской Республики. За первый год работы объем полезного отпуска электроэнергии по контрактам с фиксированными ценами увеличился почти в два раза и на конец августа превысил 50 млн кВт·ч. Представители малого и среднего бизнеса увидели в фиксированных ценах и другие преимущества — отказ от авансирования, оплату потребления по факту, льготные сроки платежа, а также упрощение всей бухгалтерской документации и формы расчетов.

Прогнозируется, что в самое ближайшее время интерес к фиксированным ценам будет только расти. С 1 января 2011 г. в соответствии с постановлением правительства № 205 розничная цена электроэнергии для всех категорий потребителей будет определяться на рыночной основе. Произойдет полный отказ от привычных тарифов, что серьезно усложнит потребителям прогнозирование затрат на электроэнергию и планирование собственных бюджетов.