1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Страховщики: «Новый законопроект загоняет нас в темный угол»

Подготовленный Министерством транспорта РФ законопроект о замене лицензирования водных перевозчиков обязательным страхованием ответственности, который недавно был принят в первом чтении Госдумой, вызвал критику как со стороны страховщиков и морских юристов, так и со стороны судовладельцев. Несмотря на то что разработчики преследовали благие намерения — снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, представители самого бизнеса считают, что результат будет обратным.

В свое время судовладельцы приветствовали Указ Президента РФ от 15.05.2008 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Однако, как выяснилось впоследствии, указ в конечном счете послужил поводом для того, чтобы разрушить систему упрощенного порядка лицензирования водных перевозчиков в сочетании с добровольным заключением договора гражданской ответственности, которая полностью устраивала судовладельцев, если верить заместителю управляющего партнера АБ «Юринфлот» Вадиму Ермолаеву. «Зачем надо реформировать то, что и так хорошо работает?» — удивляются участники рынка.

Выступая 15 октября на круглом столе по проблемам морского страхования, В. Ермолаев отметил: «Не были выявлены факты какого-либо существенного ухудшения качества перевозки грузов морем, которые бы свидетельствовали о срочной необходимости введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. На наш взгляд, проект федерального закона содержит грубые ошибки и наряду с этим множество несоответствий международным конвенциям, в которых участвует Российская Федерация».

Мнение юриста о неприемлемости предложенного документа разделили и представители страховых компаний. «Законопроект противоречив даже внутри себя, включая терминологию. Есть слова о создании фонда, но не объяснено, какого и как. Не решен вопрос с франшизой (не установлена ее верхняя граница) — что, если страховщики начнут предлагать полисы с франшизой в миллион долларов США, что сведет смысл обязательного страхования к нулю? Нет точного списка рисков», — сказала начальник отдела страхования ответственности судовладельцев Ольга Лазовская.

В результате бурных обсуждений на круглом столе было принято решение обратиться от лица страховщиков и судовладельцев с письмом к правительству и высказать претензии к предложенному законопроекту. Как отметили представители страхового рынка, вопреки обычному мнению о плюсах обязательного страхования для страховых компаний предложенный вариант закона о замене лицензирования судовладельцев обязательным страхованием ответственности страховщикам невыгоден. Так, начальник Управления транспортного страхования СК «Согласие» Сергей Деревянкин указал на п. 3 ст. 28 законопроекта, в котором говорится, что в случае отсутствия (неизвестности) лица, ответственного за ущерб, ущерб окружающей среде будет возмещен за счет страховщика. «Отвечать за абсолютно любой ущерб окружающей среде — нонсенс», — считает С. Деревянкин. А заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Николай Галушин в свою очередь выразил недовольство тем, что «введением этого закона государство пытается навязать страховщикам немного надзорных функций». По его словам, страховые компании не смогли бы на такое пойти, даже если бы захотели, поскольку в их руках не будет инструментов для выполнения подобной задачи. «Если несколько крупных компаний откажутся страховать какого-нибудь „плохого клиента“, этот риск все равно будет застрахован мелким страховщиком», — напомнил о реалиях российского страхового рынка Н. Галушин. Сговориться же всем рынком против «плохого клиента» не даст Федеральная антимонопольная служба.

«Судовладельцы думают, что все придумано страховщиками, а на самом деле этот законопроект загоняет страховщиков в темный угол. Есть много неприятных моментов коммерческого характера — отчисления в резервы, отчисления в перестрахование... Остается вопрос, кто и как будет определять тарифы», — сказала О. Лазовская.

Уровень доверия к законотворчеству разработчиков от Минтранса в среде страховых юристов невысок. Морские перевозки имеют свою специфику — суда заходят в порты по всему миру, поэтому российское законодательство должно быть увязано с международным. С 1 января 2012 г. согласно директиве ЕС от 23. 04.2009 все европейские государства должны будут принять и ввести в действие единое законодательство по страхованию ответственности судовладельцев крупных судов. Недавно стало известно, что одним из первых государств, которое примет новое законодательство в соответствии с этой директивой, станет Дания. Страховщики предлагают отечественным законодателям не бежать впереди паровоза, а воспользоваться связями с Международной группой клубов взаимного страхования, при первой же возможности получить датский законопроект, проанализировать его и на основании этого сделать предложение по внесению изменений в российские законы.

Показатели российских страховщиков по страхованию судов и ответственности судовладельцев за I квартал 2010 г., тыс. руб.

Наименование

Премии, каско +
ответственность

Каско

Ответственность

премии

выплаты

премии

выплаты

Всего по рынку

1 874 020

1 318 155

445 499

555 865

162 045

Ингосстрах

497 023

211 147

139 037

285 876

120 543

Северное страховое общество

240 959

239 704

2358

1255

0

Военно-страховая компания

190 296

146 527

72 862

43 769

6661

Ресо-гарантия

175 694

175 694

19 084

0

1722

Капитал страхование

122 282

85 145

13 068

37 137

0

Согаз

98 671

89 828

34 724

8843

0

Росгосстрах

87 262

37 896

24 227

49 366

5308

Ростра

79 579

40 187

0

39 392

0

АльфаСтрахование

61 080

43 555

10 835

17 525

1831

ВТБ страхование

52 890

52 890

463

0

0

Прогресс-гарант

40 599

20 906

5 603

19 693

41

Согласие

31 955

15 632

2865

16 323

3096

Русский страховой центр

25 309

18 761

2637

6548

495

Группа «Ренессанс Страхование»

24 744

23 387

41 558

1357

463

Альянс

24 269

24 269

114

0

0

РОСНО

14 663

14 309

977

354

1773

Инвестфлот

14 089

3 170

24

10 919

503

Югория

12 640

11 378

30 557

1262

14 269

Инногарант

9833

6148

24 054

3685

0

Уралсиб

9 824

6201

1505

3623

0

Источники: ССН, Прайм-ТАСС