1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 829

Невосполнимая утрата доверия

По результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), уровень доверия населения к институту страхования в этом году снизился до рекордного уровня. Это способствовало и оттоку клиентов из страховых компаний. Если в октябре 2008 г. доля пользователей услугами страхования составляла в России 42%, то к июню этого года она упала до 29%. Но самое печальное — одновременно увеличилась доля тех, кто не собирается страховаться и в будущем, причем радикально — с 4 до 20%.

Потенциальный спрос на страхование недвижимого имущества и страхование от несчастных случаев менее чем за два года упал в 2,5 и 2 раза соответственно. Как отмечается в докладе НАФИ, в ближайшие два года наиболее востребованными видами добровольного страхования будут добровольное медицинское страхование (ДМС) и автокаско. Основная причина массового отказа россиян от страхования — отсутствие свободных средств на покупку полиса. Об этом сказали 31% опрошенных. 26% респондентов объяснили свое нежелание становиться клиентами страховых компаний тем, что не видят смысла в приобретении страхового полиса и уверены в невыгодности страхования. О недоверии к страховым компаниям заявила четверть опрошенных, в то время как в 2008 г. этот показатель равнялся 17%. Таким образом, за годы кризиса материальное положение россиян ухудшилось, а недоверие к институту страхования возросло. Это перечеркивает надежды страховых компаний на относительно быстрое восстановление рынка.

Уменьшилась и узнаваемость страховых брендов. Россияне, отвернувшись от страхования, словно вычеркнули его не только из своих планов, но и из своей памяти. Если в 2008 г. «Росгосстрах» без подсказки называли 55% респондентов, то к нынешнему году этот показатель упал до 48%. Аналогичная картина и по двум другим лидерам узнаваемости двухлетней давности — РОСНО и «Ингосстраху». С 2008 по 2010 г. узнаваемость с подсказкой сократилась у «Росгосстраха» с 94 до 88%, у РОСНО — с 57 до 48%, у «Ингосстраха» — с 66 до 45%. Уровень доверия к лидерам по узнаваемости — «Росгосстраху» и «Ингосстраху» не вырос, но и не упал. Однако недоверие к некоторым другим известным в прошлом компаниям рухнуло. Так, доля не доверяющих РОСНО выросла на 4 п.п. — до 20%.

Российские страховщики за последние 20 лет не сумели предложить клиентам никаких оригинальных страховых схем (не считая, конечно, известные полулегальные схемы). Самым востребованным способом ведения конкурентных войн у них стал демпинг, который быстро превращает псевдостраховую компанию в банальную финпирамиду и ведет к неминуемому банкротству любителей играть на понижение. Но попутно они портят жизнь нормальным страховщикам.

Инновационных идей у страховщиков нет, оригинальность в их рядах быстро выжигается каленым рыночным железом. В уповании на спасение они массово возносят нынче две молитвы. Первая: чтобы цены на нефть повыше прыгнули и снова стало бы некуда девать нефтедоллары. Вторая: чтобы власть ускорила введение обязательных видов страхования для всех и на все.