1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5320

Списание безнадежных налоговых долгов по-новому

В конце сентября Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России, которым утвержден новый порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам. Напомним, что при наличии непогашенной налоговой задолженности могут возникнуть проблемы. Например, с получением кредитов или с участием в государственных конкурсах.

Причина нововведений — изменения в НК РФ

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ были внесены глобальные изменения в Налоговый кодекс РФ. В частности, изменена ст. 59 НК РФ, посвященная списанию с налогоплательщиков безнадежных долгов по налогам и сборам.

Согласно прежней редакции этой статьи обязанность устанавливать «причины экономического, социального или юридического характера», в силу которых недоимка признавалась безнадежной, в отношении федеральных налогов и сборов возлагалась на Правительство РФ, в отношении региональных налогов — на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, в отношении местных налогов — на местные администрации. Причем и соответствующий порядок списания устанавливали упомянутые исполнительные органы (каждый на своем уровне). Так, порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам был утвержден постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее — постановление № 100).

В обновленной ст. 59 НК РФ четко прописаны случаи, когда недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию. Причем эти случаи относятся как к федеральным, так и к региональным и местным налогам и сборам. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. Иначе говоря, на всех уровнях право установления случаев признания перешло от исполнительной власти к законодательной.

Порядок списания (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) в силу п. 5 ст. 59 НК РФ в новой редакции утверждает ФНС России. Исключение составляют налоги, пени, штрафы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России: порядок списания безнадежной задолженности по ним утверждает ФТС России.

ФНС России своим приказом от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ (текст приказа см. в «БП», 2010, № 39, с. 16) утвердила два важных документа: Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее — Порядок) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее — Перечень). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 23 сентября 2010 г., но он вступает в силу, только когда Правительство РФ отменит постановление № 100.

Что списывается

В Порядке уточняется, какая именно задолженность подлежит списанию в соответствии с ним:

  • недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам (в постановлении № 100 — только по федеральным налогам и сборам);
  • в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения налогового законодательства, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) (новое);
  • задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (было);
  • налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (нет в постановлении № 100, но было предусмотрено ст. 59 НК РФ с 2009 г.);
  • задолженность по процентам, предусмотренным главой 9, а также ст. 176.1 НК РФ (новое). Напомним, что в соответствии с главой 9 НК РФ проценты могут взиматься при предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога, а согласно п. 17 ст. 176.1 НК РФ проценты взимаются, если крупный налогоплательщик возместил в заявительном порядке НДС больше, чем потом смог подтвердить.

Основания признания определяются законом

Пока действовала прежняя редакция ст. 59 НК РФ, у Правительства РФ имелись права в отношении федеральных налогов и сборов устанавливать не только порядок списания безнадежных долгов, но и основания для такого списания. Наличие последнего права было подтверждено на уровне Верховного суда РФ (Определение от 03.12.2009 № КАС09-560, решение от 30.09.2009 № ГКПИ09-1168). В постановлении № 100 содержится всего три основания. И в нем не упоминаются такие важные и, казалось бы, очевидные основания, как истечение срока исковой давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и наличие преюдициального судебного акта, исключающего для налогового органа возможность взыскания недоимки. В итоге на лицевых счетах налогоплательщиков в инспекциях числятся годами суммы, нереальные к взысканию. Это лишало добросовестных налогоплательщиков возможности получить кредит, участвовать в тендерах и т.д. Обращения в суд ни к чему не приводили.

С момента вступления в силу новой редакции ст. 59 НК РФ основания признания из постановления № 100 не применяются. Должны применяться основания, установленные подп. 1—5 п. 1 и п. 4 самой статьи. А в Порядке они как раз и повторяются. Исключение составляет подп. 5 п. 1 ст. 59 НК РФ: «...в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Этого основания в Порядке нет.

Перечень подтверждающих документов

Обозначим основания (причины) теми же номерами, что и в Порядке, и сразу будем приводить подтверждающие их документы согласно Перечню.

Причина 2.1 — ликвидация организации. Решение о признании и списании принимается в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения ее учредителями (участниками) в установленных пределах и порядке. Документы: справка налогового органа по месту нахождения организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее — Справка); выписка из ЕГРЮЛ о государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Причина 2.2 — признание банкротом индивидуального предпринимателя. Решение принимается в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника, на основании Справки, копий решения о признании должника банкротом и определения о завершении конкурсного производства, заверенных гербовой печатью соответствующего арбитражного суда, выписки из ЕГРИП о госрегистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП.

Причина 2.3 — смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном ГПК РФ. Решение в отношении недоимки и задолженности по налогам транспортному, земельному и на имущество физических лиц принимается в части их превышения над стоимостью наследственного имущества умершего (в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ) на основании документов:

  • копии свидетельства о смерти (или копии судебного решения об объявлении умершим);
  • копии свидетельства о праве на наследство;
  • копий документов, удостоверяющих личность наследников;
  • справки о стоимости принятого наследственного имущества;
  • документа, подтверждающего уплату наследником задолженности в части упомянутых налогов в размере стоимости наследственного имущества, или документа о невозможности взыскания этой задолженности с наследника;
  • справки (налогового органа по месту нахождения имущества и месту жительства).

Решение в отношении задолженности умершего по другим налогам принимается на основании всего двух документов: копии свидетельства о смерти (судебного решения об объявлении умершим) и Справки (по месту жительства).

Причина 2.4 — принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного для этого срока (в том числе определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании). Документы: Справка (по месту учета организации или месту жительства физического лица), копия вступившего в законную силу акта суда (определения), заверенные гербовой печатью суда.

Причина 2.5 — наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счета налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке, но не перечисленных в бюджетную систему РФ, если банк ликвидирован на момент принятия решения. Документы: выписка из ЕГРЮЛ о государственной регистрации факта ликвидации банка, Справка (налогового органа по месту учета задолженности) и…копия судебного акта.

Обратите внимание, в п. 4 ст. 59 НК РФ не говорится, что именно является подтверждением наличия списанных со счета сумм налогов. Пользуясь предоставленным п. 5 ст. 59 НК РФ правом, ФНС России решила не связываться с платежными документами из ликвидированного банка. Ведомство решило послать клиентов ликвидированных банков в суд за подтверждением. Требуется заверенная гербовой печатью копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счета в ликвидированном банке. В Перечне не поясняется, что это за судебный акт. Но мы можем предположить, что речь идет о решении по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение (ст. 222 АПК РФ, ст. 268 ГПК РФ).

справка

Статья 59 НК РФ в новой редакции начала действовать с 2 сентября 2010 г. Это обусловлено тем, что согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ данный документ, за исключением отдельных положений, вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. А опубликован он был 2 августа

В день подписания номера поступила информация об издании постановления Правительства РФ от 05.10.2010 № 787 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». В частности, признается утратившим силу и постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100. Однако это случится лишь по истечении семи дней после дня официального опубликования постановления № 787 (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763)

Как принимается решение

Согласно п. 2 постановления № 100 решение о списании безнадежной задолженности принимает налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Большей конкретики в документе нет. Ее должен был определить Минфин России (п. 5 постановления № 100), но у него за почти десять лет не хватило для этого времени.

В пункте 3 Порядка определяется, что решение о признании и списании принимается руководителем налогового органа:

  • по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии причин 2.1—2.3 (ликвидация, банкротство, смерть);
  • месту учета налогоплательщика при наличии причин 2.4—2.5.


В Порядке регламентирована следующая процедура для принятия решения.

1. Налоговая получает документы, свидетельствующие о наличии причин (оснований) 2.1—2.5. Обратите внимание, что в Порядке не сказано, от кого и при каких условиях она получает документы и должно ли при этом подаваться какое-нибудь заявление. Вероятно, самостоятельно раздобыть документы и принять решение инспекция может лишь по причине 2.1. Во всех остальных случаях налогоплательщики (или их наследники) должны проявлять активность сами.

2. В течение пяти рабочих дней с момента получения документов инспекция оформляет Справку и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), содержащую сведения о государственной регистрации в связи с ликвидацией организации (в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве ИП).

3. В течение одного рабочего дня с момента оформления Справки (и выписки) руководитель инспекции принимает решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании.

Если на местах придумают свое

Каким образом и кто будет принимать решения в случае принятия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки соответственно по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам? В пункте 6 Порядка по этому поводу сказано следующее.

Во-первых, указанные недоимка и задолженность будут списываться в соответствии с Порядком.

Во-вторых, в каждом из упомянутых региональных и местных законов для соответствующего дополнительного основания должен быть перечень подтверждающих документов. Разумеется, ФНС России не может указывать региональным и местным законодателям. Но если они не пропишут подтверждающие документы, то налоговые органы просто не будут принимать решения о списании по дополнительным основаниям.

справка

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно подаваться в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя (ст. 38, 219 АПК РФ) или в районный суд общей юрисдикции по месту жительства физического лица (ст. 266 ГПК РФ). При этом минимальная величина судебных расходов для организаций или предпринимателей составит 2000 руб. (госпошлина согласно подп. 6 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), а для иных физических лиц — 200 руб. (госпошлина согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) и будет увеличиваться на судебные издержки, связанные с получением информации из архивов ликвидированного банка

О списании задолженности брошенных фирм

Положения Порядка не относятся к числящимся по состоянию на 1 января 2010 г. недоимке, задолженности по пеням и штрафам за организациями, которые одновременно отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ, имеют и имели по состоянию на 1 января 2010 г. задолженность, подлежащую списанию, не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности.

Такая недоимка и (или) задолженность признается безнадежной к взысканию не в силу ст. 59 НК РФ, а в силу ст. 8 изменившего ее Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ. И уже действует (с 3 октября) приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/392@, утвердивший как порядок списания таких недоимки и задолженности, так и перечень документов, на основании которых налоговый орган по месту регистрации брошенной организации принимает решение о признании и списании.

справка

Решение о признании и списании недоимки и задолженности брошенных организаций принимается на основании:

  • справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности;
  • справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об их отсутствии;
  • справки о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
  • копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности