1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 8258

Разложим по полочкам поставку без документов

Разложим по полочкам поставку без документов

Можно смело сказать, что каждый бухгалтер хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда документы, подтверждающие приобретение товарно-материальных ценностей, приходят позже их фактического получения. Какие сложности возникают при этом и как их разрешить?

 

Сложности бухучета

Абсолютно все хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются на основании первичной учетной документации. Это установлено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Вместе с тем если к покупателю перешло право собственности на полученное имущество, то данный актив должен быть отражен на счетах бухгалтерского учета.Ведь согласно п. 2 ст. 8 названного закона имущество, принадлежащее организации на праве собственности, учитывается в бухучете отдельно от имущества других лиц. Именно для этих целей предназначены балансовые и забалансовые счета бухгалтерского учета.

Приход без документов

В статье 223 Гражданского кодекса РФ сказано, что переход права собственности на вещь происходит в момент ее передачи по договору. Конечно, при условии, что иное не установлено условиями сделки.

Передачей признают вручение вещи покупателю, а также ее сдачу транспортной организации для отправки клиенту или в организацию связи для пересылки (ст. 224 ГК РФ). Таким образом, если организация получила товарно-материальные ценности (ТМЦ) и в договоре не закреплен особый порядок перехода права собственности, то имущество становится собственностью компании и отражается на балансе.

А если сопроводительные документы на ТМЦ отсутствуют?

Тогда имеет место так называемая неотфактурованная поставка. Таковой считается поставка материальных запасов, поступивших в организацию без расчетных документов (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания).

Обратите внимание: если документы на ТМЦ получены в том же месяце, в котором была осуществлена поставка, или в следующем месяце, но до даты составления соответствующих бухгалтерских регистров, то активы можно оприходовать в обычном порядке (п. 38 Методических указаний).

Если в указанный промежуток времени документы от поставщика так и не поступили, действует следующий порядок. Оприходование неотфактурованных поставок на склад производится на основании акта о приеме материалов по форме № М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. При поступлении товаров составляется акт по форме № ТОРГ-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Второй экземпляр акта направляется поставщику (п. 37 Методических указаний).

По какой цене учитывать ценности?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 39 Методических указаний. Если компания учитывает материальные запасы в учетных ценах, то они и применяются при оприходовании неотфактурованных поставок. В противном случае берутся рыночные цены, и тогда, на наш взгляд, организация для отражения неотфактурованных поставок может исходить из договорных цен. Ведь пока не доказано обратное, предполагается, что цена, указанная в договоре, соответствует рыночной. Кроме того, использовать договорные цены по неотфактурованным поставкам позволяет Инструкция по применению Плана счетов. В комментариях к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сказано, что стоимость неотфактурованных поставок определяется исходя из цены и условий, предусмотренных в договоре.

пример 1

Оптовая компания «Максимум» в сентябре 2010 г. получила на основании договора поставки партию товаров без сопроводительных документов. По условиям договора право собственности на товар переходит в момент получения покупателем товаров. В договоре цена не указана, поэтому организация оприходовала товар по ценам приобретения аналогичных товаров в прошлом месяце. Стоимость ТМЦ составила 500 000 руб. (без НДС). Учетной политикой предусмотрено, что учет товаров ведется без использования счетов 15 и 16.

До окончания месяца документы от поставщика не поступили, поэтому бухгалтер учел товар как неотфактурованную поставку. В бухгалтерском учете оформлена запись:

Дебет 41 Кредит 60, субсчет «Неотфактурованная поставка»

— 500 000 руб. — оприходованы товары, полученные без сопроводительных документов.

Когда первичка появилась

После того как в организацию поступят документы, бухгалтер должен внести исправления в бухгалтерский учет. Правила такой корректировки будут зависеть от того, использовала ли организация ТМЦ в своей деятельности, а также сдана ли годовая отчетность.

Если товары на момент получения документов не реализованы (материалы не переданы в производство) и годовая бухгалтерская отчетность не сдана, бухгалтер просто откорректирует их стоимость в бухгалтерском учете (п. 40 Методических указаний).

пример 2

Продолжим предыдущий пример. Предположим, поставщик представил документы в ноябре 2010 г. Бухгалтер сверил цены и обнаружил, что в накладной указана другая стоимость товаров — 649 000 руб. (в том числе НДС 99 000 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны проводки:

Дебет 41 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 50 000 руб. — увеличена стоимость товаров;

Дебет 60, субсчет «Неотфактурованная поставка» Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 500 000 руб. — отражена задолженность перед поставщиком;

Дебет 19 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 99 000 руб. — учтен НДС по полученным материалам.

Заметим, что некоторые бухгалтеры предпочитают вносить исправления с помощью сторнировочных записей. На наш взгляд, оба варианта имеют право на существование. Бухгалтер выбирает наиболее удобный.

Может случиться так, что документы в компании появятся после того, как годовой баланс будет сдан. В такой ситуации бухгалтер не должен менять учетную стоимость ТМЦ, даже если они еще не использованы в деятельности организации. Необходимо уточнить расчеты с поставщиками, а суммы разницы между учетной стоимостью оприходованных материалов и их фактической себестоимостью включить в состав:

  • прочих доходов как прибыль прошлых лет, если фактическая стоимость ТМЦ оказалась меньше стоимости неотфактурованной поставки;
  • прочих расходов как убыток прошлых лет, если фактическая стоимость ТМЦ превысила стоимость неотфактурованной поставки.


Корректировку нужно сделать в том месяце, в котором поступили расчетные документы. Такой порядок действий прописан в п. 41 Методических указаний.

Применять в рассматриваемой ситуации правила ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтер не должен. Это связано с тем, что неотфактурованная поставка не может быть признана ошибкой на основании п. 2 ПБУ 22/2010.

пример 3

Изменим условия примера 2. Допустим, документы поступили в организацию в мае 2011 г. На момент получения первички товары еще не были реализованы.

Бухгалтер сделает проводки:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 50 000 руб. — отражен убыток прошлых лет;

Дебет 60, субсчет «Неотфактурованная поставка» Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 500 000 руб. — отражена задолженность перед поставщиком;

Дебет 19 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 99 000 руб. — отражен НДС по полученным материалам.

А если на дату получения от поставщика документов ТМЦ уже использованы в деятельности компании? Если бухгалтерская отчетность еще не сдана, на наш взгляд, логично откорректировать учет с помощью сторнировочных записей.

пример 4

Изменим условия примера 2. Неотфактурованная поставка была реализована в октябре 2010 г., то есть до даты получения документов. Стоимость продажи — 826 000 руб. (включая НДС 126 000 руб.).

Бухгалтер отразит операцию так:

октябрь 2010 г.

Дебет 62 Кредит 90-1

— 826 000 руб. — учтена реализация товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

— 126 000 руб. — начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

— 500 000 руб. — списана стоимость реализованных товаров;

Дебет 90-9 Кредит 99

— 200 000 руб. — отражен финансовый результат от сделки;

ноябрь 2010 г.

Дебет 41 Кредит 60, субсчет «Неотфактурованная поставка»

— сторно 500 000 руб. — сторнирована стоимость неотфактурованной поставки;

Дебет 90-2 Кредит 41

— сторно 500 000 руб. — сторнирована стоимость реализованных товаров;

Дебет 90-9 Кредит 90-2

— сторно 200 000 руб. — сторнирован финансовый результат от реализации неотфактурованной поставки;

Дебет 41 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 550 000 руб. — отражена стоимость товаров на основании полученных документов;

Дебет 19 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 99 000 руб. — учтен «входной» НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

— 550 000 руб. — уточнены расходы по реализации товаров;

Дебет 90-9 Кредит 99

— 150 000 руб. — отражен финансовый результат от продажи товаров с учетом новых цен.

Если неотфактурованная поставка уже использована в деятельности компании и отчетность сдана, то на момент получения документов от поставщика организация должна действовать так же, как в случае, когда товары реализованы не были. То есть корректировка производится с помощью счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Утром — документы, к вечеру — расход

В отличие от бухгалтерского в налоговом учете нет такого понятия, как неотфактурованная поставка.

При расчете налога на прибыль организация учитывает расходы только при наличии документов, подтверждающих произведенные затраты (ст. 252 и п. 49 ст. 270 НК РФ). Поэтому для целей налогообложения прибыли расход возникнет лишь при наличии первичных учетных документов.

справка

В соответствии с п. 36 Методических рекомендаций к неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы организация принимает и приходует в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов

Ищем период для учета затрат

У компании не возникнет проблем с учетом товаров и (или) материалов, поступивших без сопроводительных документов, при условии, что на момент получения первички они еще не реализованы. Если же товары были проданы, на дату реализации организация не сможет учесть расходы.

После того как документы появятся, у компании возникнет право учесть расходы. Можно ли признать расходы в периоде, когда документы поступят в организацию, или нужно ориентироваться на дату реализации товаров?

Обратимся к ст. 272 НК РФ. Ведь именно в ней содержится порядок признания в налоговом учете расходов при методе начисления. По общему правилу расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся. Датой осуществления материальных расходов является дата передачи материалов или сырья в производство (подп. 1 п. 2 ст. 272 НК РФ), а для покупных товаров — дата их реализации (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Таким образом, организация обязана внести исправления в тот период, в котором ТМЦ были отпущены в производство (реализованы), и подать уточненную декларацию. Ведь согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в расчете налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде организация должна пересчитать налоговую базу за период, в котором были совершены ошибки (искажения). Но если неточности привели к излишней уплате налога, то налоговая база может быть скорректирована в периоде выявления ошибок (искажений).

В рассматриваемой ситуации произошло увеличение суммы налога на прибыль за период, в котором были реализованы (переданы в производство) ТМЦ, поступившие без сопроводительных документов. Их стоимость не была отнесена на расходы. Поэтому организация может внести исправления в том периоде, в котором получена первичная документация.

Существует мнение, что расходы по списанию ТМЦ учитываются в периоде получения документов на том основании, что неотфактурованную поставку нельзя квалифицировать как ошибку или искажение в учете. Как уже отмечалось, это подтверждают и правила ПБУ 22/2010.

Не забудьте про ПБУ 18/02

На дату использования ТМЦ в деятельности компании до момента получения первичных документов в бухгалтерском учете возникнут вычитаемые временные разницы ( п. 11 и 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Это связано с тем, что в бухучете расходы будут отражены, а в налоговом учете — нет. Бухгалтеру следует отразить отложенный налоговый актив проводкой:

Дебет 09 Кредит 68 — отражен отложенный налоговый актив.

После того как документы поступят в организацию, возникнет расход в налоговом учете. Следовательно, отложенный налоговый актив уменьшается или полностью погашается (п. 17 ПБУ 18/02). Бухгалтер сделает запись:

Дебет 68 Кредит 09 — погашен отложенный налоговый актив.

Не исключено, что фактическая стоимость ТМЦ окажется меньше учетной цены, по которой была отражена неотфактурованная поставка. Как следствие, часть отложенного налогового актива не будет погашена. Оставшуюся сумму следует списать на счет 99 «Прибыли и убытки». Кроме того, не стоит забывать, что в бухгалтерском учете уменьшение стоимости ТМЦ приведет к возникновению прочего дохода, а в налоговом учете такого дохода не будет. В бухучете появится постоянная разница, формирующая постоянный налоговый актив (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

пример 5

Изменим условия примера 1. Допустим, организация реализовала неотфактурованную поставку в декабре 2010 г., а сопроводительные документы поступили в организацию в мае 2011-го. Фактическая стоимость товаров оказалась меньше учетной цены, по которой была отражена в бухгалтерском учете неотфактурованная поставка, и составила 472 000 руб. (в том числе НДС 72 000 руб.).

На момент получения товаров бухгалтер отразил отложенный налоговый актив:

Дебет 09 Кредит 68

— 100 000 руб. (500 000 руб. х 20%) — отражен отложенный налоговый актив.

На дату поступления документов сделаны записи:

Дебет 60, субсчет «Расчеты с поставщиками» Кредит 91-1

— 100 000 руб. (500 000 руб. – 400 000 руб.) — отражена прибыль прошлых лет;

Дебет 60, субсчет «Неотфактурованная поставка» Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 500 000 руб. — отражена задолженность перед поставщиком;

Дебет 19 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 72 000 руб. — отражен НДС по полученным материалам;

Дебет 68 Кредит 09

— 80 000 руб. — погашена часть отложенного налогового актива;

Дебет 99 Кредит 09

— 20 000 руб. — списана часть непогашенного отложенного актива;

Дебет 68 Кредит 99

— 20 000 руб. (100 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив с разницы между фактической и учетной ценами.

Запоздалый счет-фактура

С задержкой поступают не только первичные документы, но и счета-фактуры. Если организация не получила на поставку товаров счет-фактуру, то принять НДС к вычету она не сможет. Ведь наличие этого документа — одно из обязательных условий для принятия НДС к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Как только счет-фактура поступит в организацию, бухгалтер должен его зарегистрировать в журнале полученных счетов-фактур (п. 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Сделать это нужно в том месяце, в котором счет-фактура действительно появился в компании. Дело в том, что счета-фактуры регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на вычет НДС (п. 8 Правил). А оно возникнет после того, как счет-фактура поступит в бухгалтерию покупателя. Аналогичной позиции придерживаются Минфин России и налоговики (письма Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-09/18 и УФНС России по г. Москве от 04.12.2009 № 16-15/128328).

Тот факт, что организация получила документ с опозданием, подтвердят конверт со штемпелем почтового отделения и журнал учета входящей корреспонденции. С этим согласны и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 № 19-11/036466).

Таким образом, организация не должна вносить исправления в книгу покупок и подавать уточненную декларацию по НДС.

Обратите внимание на важный момент. При получении счета-фактуры с опозданием необходимо проверить дату выставления этого документа. В пункте 3 ст. 168 НК РФ сказано, что продавец выставляет покупателю счет-фактуру в течение пяти дней с момента реализации товаров. Если счет-фактура выставлен позднее указанного срока, покупатель не сможет принять к вычету НДС. Такой позиции придерживаются специалисты Минфина России (письмо от 26.08.2010 № 03-07-11/370). Финансисты аргументируют свою позицию так.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного в п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не являются основанием для зачета «входного» налога. Среди обязательных реквизитов, содержащихся в счете-фактуре, значатся порядковый номер и дата составления счета-фактуры (подп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ). На основании этого Минфин России приходит к выводу: если счет-фактура датирован позднее пятидневного срока после реализации товаров, то нарушаются требования Налогового кодекса для составления счета-фактуры.

С такой позицией можно поспорить. Действительно, в счете-фактуре обязательно указывается дата его составления. Но в Налоговом кодексе не говорится, что она должна вписываться в пятидневный срок для выставления счета-фактуры. Поэтому, на наш взгляд, требования финансового ведомства необоснованны. Аналогичной позиции придерживаются и суды (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2009 № А53-19676/2008-С5-23 (Определением ВАС РФ от 17.12.2009 № ВАС-16581/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Более того, с 1 января 2010 г. п. 2 ст. 169 НК РФ действует в новой редакции. Теперь в этой норме отсутствует упоминание о том, что не являются основанием для принятия к вычету НДС счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением действующего порядка. В нынешней редакции сказано лишь, что счета-фактуры служат основанием для зачета «входного» налога при выполнении требований, установленных п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Как видим, теперь в Кодексе не упоминается о том, что нарушение порядка выставления может стать причиной для отказа в принятии НДС к вычету.

справка

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ)