1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 967

Специфика обжалования действий таможни

Участник ВЭД вправе оспаривать в суде действия таможни по составлению акта таможенного досмотра.

Импортер ввез товар. Таможня, оформлявшая этот товар, составила акт таможенного досмотра, в котором указала на необходимость разделения товара на упаковочные места по отдельным видам, наименованиям и маркировкам.

Импортер не согласился с действиями таможни по составлению названного акта и обратился в суд.

Суд первой инстанции прекратил производство по делу, признав, что заявленные требования по существу сводятся к оспариванию акта таможенного досмотра, не являющегося ненормативным правовым актом или решением, оспаривание которого предусмотрено положениями ст. 29 и 198 АПК РФ. Данный акт не содержит властных предписаний или решений, не нарушает права и интересы общества и не влечет для него негативных последствий. Кроме того, суд установил, что по результатам проведенного досмотра таможня выставила обществу требование о разделении товара на упаковочные места, которое оспорено им как ненормативный правовой акт в судебном порядке.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с законностью прекращения производства по делу.

В силу п. 1 ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действиями (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

При определенных процессуальных предпосылках к предъявлению и удовлетворению заявления общества суд исходил из того, что в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, входит соответствие (несоответствие) оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. Вместе с тем к предмету судебного установления относится и решение вопроса о нарушении оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления соответствующей деятельности.

В данном случае импортер оспаривал не акт таможенного досмотра, а действия таможни по составлению акта, в связи с чем спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.

А законны ли требования таможни?

Таможенный досмотр — одна из форм таможенного контроля, его результат оформляется актом по утвержденной форме (ст. 366 и п. 6 ст. 372 ТК РФ). Таким образом, таможенные органы уполномочены составлять акты таможенного досмотра.

Согласно п. 2 ст. 359 ТК РФ таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Срок проверки товаров продлевается при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

В обоснование заявленных требований импортер указывал на то, что конкретный акт таможенного досмотра (действия) возлагает (возлагают) на него обязанность по разделению товаров на упаковочные места.

Суд отметил, что сама по себе запись в акте таможенного досмотра о необходимости разделения товаров на упаковочные места не возлагает на общество какой-либо обязанности, а лишь фиксирует результат проведения таможенного досмотра. Основанием для выставления требования о разделении на упаковочные места послужило не составление акта таможенного досмотра, а отсутствие такого разделения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2010 по делу № А56-4747/2010).