1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1610

На РЖД надейся, но сам пересчитывай

РЖД при расчете платы за пользование вагонами не вправе округлять суммы.

ОАО «РЖД» обратилось в суд с требованием взыскать с порта задолженность по оплате за пользование вагонами. Но порт отказался погасить всю задолженность.

По условиям договора порт платит перевозчику за пользование вагонами в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта. Кроме того, в договоре установлено, что плата за пользование вагонами начисляется по ведомости подачи и уборки вагонов ежесуточно, оплачивается портом перевозчику подекадно на основании выставленного перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов. По договору за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, п. 11 и 12 Тарифного руководства № 2.

В силу п. 1 Тарифного руководства № 2 за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве. Согласно п. 3 Тарифного руководства № 2 плата за пользование вагонами, контейнерами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот, приведенные в таблицах 3 и 4 приложения 1 к Тарифному руководству. В соответствии с п. 4 Тарифного руководства № 2 расчетные дифференцированные размеры платы за пользование вагонами, контейнерами приведены в таблицах 5—10 Тарифного руководства.

Начисленная РЖД плата за пользование спорными вагонами была рассчитана в порядке, предусмотренном Тарифным руководством № 2, но… с округлением сумм до 10 коп., в то время как в названных выше таблицах Тарифного руководства № 2 расчетные размеры платы приведены с указанием двух знаков после единиц рублей, то есть с копейками. В свою очередь порт рассчитал ставки за пользование вагонами умножением базовых ставок, определенных с учетом суточного вагонооборота и указанных в таблицах 5—8 Тарифного руководства № 2, на коэффициент, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 30.04.2008 № 120-т/1, с округлением до копейки, что соответствует приведенному в Тарифном руководстве № 2 порядку. Правильность такого расчета подтверждена в письме ФСТ России от 19.02.2009
№ ЕВ-914/10.

В связи с этим суд пришел к выводу об излишнем начислении дорогой платы за пользование вагонами.

При расчете платы за пользование вагонами РЖД допустили и другое нарушение.

Согласно ст. 62 Устава железнодорожного транспорта РФ владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузкой грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливаются договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

Спорным договором было предусмотрено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается такой порядок: каждая последующая не ранее чем через один час после предыдущей. Исходя из условий договора в случае подачи вагонов с нарушением интервала в один час вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечении одного часа после предыдущей подачи.

Исследуя памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, суды пришли к выводу, что при составлении ведомостей подачи и уборки вагонов перевозчик соблюдал порядок зачисления вагонов на ответственность порта, установленный договором. При подаче вагонов на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями они зачисляются на ответственность порта с учетом зачисления на его ответственность ранее поданных партий вагонов после окончания приемо-сдаточных операций группами по 26 вагонов по установленному интервалу подач через один час. При этом расчет добора платы за пользование вагонами на путях порта за спорный период был составлен с нарушением условий договора, поскольку в нем указано время подачи вагонов по памяткам, а не время зачисления вагонов на ответственность порта. В нарушение п. 1 Тарифного руководства № 2 и условий договора добор платы рассчитан без внесения данных в ведомости подачи и уборки вагонов. Кроме того, плату за пользование вагонами дороги начислили без учета условий договора и расчет платы не подтвержден первичными документами (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.08.2010 по делу № А32-19822/2009).