Способы воздействия на налоговиков

| статьи | печать

Обычно налоговики стараются всеми возможными способами оставить излишне уплаченный налог в бюджете, например, путем зачета в счет предстоящих платежей. И дождаться от них добровольной уплаты причитающихся процентов за просрочку возврата переплаты по налогу и (или) возмещения судебных расходов за счет бюджетных средств нереально. Как заставить налоговые органы вернуть из бюджета причитающиеся налогоплательщику денежные средства?

Право налогоплательщика получить из бюджета излишне уплаченный налог предусмотрено в главе 12 НК РФ. Вернуть переплату по налогу инспекция обязана в течение месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм при отсутствии у него недоимки по налогам или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Если налоговая инспекция отказала в возврате суммы переплаченного налога или проигнорировала заявление о возврате, следует идти в суд за решением о признании отказа или бездействия налогового органа незаконными и об обязании вернуть из бюджета указанную сумму. Можно потребовать и уплаты процентов за просрочку возврата в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ и возмещения судебных расходов в порядке главы 9 АПК РФ (например, расходов по оплате услуг адвоката, госпошлины).

Исполнить судебное решение налоговый орган обязывает п. 1 ст. 16 АПК РФ, согласно которому вступившие в силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и должностных лиц и подлежат исполнению на территории РФ.

В случаях, когда после вступления в силу судебного решения налоговая инспекция продолжает уклоняться от возврата из бюджета переплаченного налога, уплаты процентов и (или) возмещения судебных расходов, законодательство предусматривает две меры воздействия: во-первых, можно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах налоговой инспекции; во-вторых, привлечь инспекцию или ее руководителя к ответственности в виде судебного штрафа. Для этого нужно после вступления в силу судебного решения в арбитражном суде, который вынес его, получить соответствующий исполнительный лист и направить его в территориальный орган Федерального казначейства (далее — казначейство) для исполнения.

Отметим, что если в исполнительном листе в качестве способа исполнения обязанности по возмещению переплаты по налогу будет указано «вернуть суммы излишне уплаченного налога из бюджета», налоговая инспекция не вправе изменить этот способ исполнения на другой, например возместить переплату по налогу путем зачета в счет предстоящих платежей (постановление ФАС Центрального округа от 24.07.2007 № А48-8734/04-8). Изменить способ исполнения судебного акта ст. 304 АПК РФ разрешает только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, причем получить разрешение на замену налоговый орган должен у арбитражного суда, который выдал исполнительный лист.

Удар 1: лишить инспекцию средств к существованию

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах является мерой принуждения, которая применяется органами Федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства в отношении порядка исполнения судебных актов, указанного в главе 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Основанием для ее применения может быть невыполнение налоговой инспекцией следующих требований:

  • представление в казначейство информации об источнике образования задолженности и о КБК, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета (бюджета субъекта РФ или местного бюджета) по исполнению исполнительного документа;
  • представление в казначейство платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа по соответствующим КБК в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете налоговой инспекции как получателя средств бюджета;
  • исполнение исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в казначейство.


Посмотрим, как происходит приостановление расходных операций при взыскании средств федерального бюджета.

Налогоплательщик направляет в казначейство исполнительный лист с заверенной судом копией соответствующего судебного решения и заявлением с указанием реквизитов банковского счета, на которые необходимо перечислить денежные средства (п. 2 ст. 242.1 БК РФ). Заявление может подписать представитель налогоплательщика, приложив к заявлению доверенность, удостоверяющую его полномочия. Отметим, что по ходатайству налогоплательщика исполнительный лист и заверенная копия судебного решения могут быть направлены в казначейство самим арбитражным судом (п. 3 ст. 319 АПК РФ и п. 1 ст. 242.3 БК РФ).

Казначейство не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет налоговой инспекции уведомление о поступлении данного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления налогоплательщика (п. 2 ст. 242.3 БК РФ). Налоговая инспекция в свою очередь в течение десяти рабочих дней с даты получения этого уведомления обязана представить в казначейство информацию об источнике образования задолженности и о КБК, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению данного исполнительного листа, а также платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения.

Если налоговый орган не выполнит эту обязанность, казначейство приостановит расходные операции по всем его лицевым счетам до момента представления указанной информации и платежного документа, о чем уведомляет налоговый орган. Федеральное казначейство считает, что в данном случае приостановке подлежат все лицевые счета, открытые должнику как получателю средств федерального бюджета, так и получателю средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета, независимо от источника образования задолженности (письмо Федерального казначейства РФ от 24.07.2006 № 42-7.1-15/9.2-304).

Что может спасти налоговую инспекцию

Спасти налоговую инспекцию от приостановки расходных операций по лицевым счетам может представление в казначейство одного из документов, указанных в абз. 2 п. 8 ст. 242.3 БК РФ:

  • документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа;
  • документа об отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения исполнительного документа;
  • документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.


Для получения отсрочки, рассрочки или отложения исполнения исполнительного листа налоговая инспекция должна обратиться с заявлением в арбитражный суд, выдавший этот исполнительный лист. Такое заявление суд рассматривает в порядке ст. 324 АПК РФ.

Спасти налоговиков может и отсутствие лимитов или объема финансирования на исполнение бюджетных обязательств. В статье 242.3 БК РФ сказано, что исполнение бюджетных обязательств осуществляется в пределах остатка объема финансирования, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств. Для выделения дополнительных лимитов или предоставления дополнительного финансирования, необходимых для полного исполнения исполнительного документа, должник должен обратиться с соответствующим запросом-требованием к распорядителю или главному распорядителю средств бюджета (в данном случае в УФНС по субъекту РФ или ФНС России).

Это обращение, по мнению некоторых арбитражных судов, считается доказательством отсутствия вины налогового органа в неисполнении исполнительного листа, поскольку, обратившись с таким запросом, налоговый орган принял все возможные меры для получения из бюджета денежных средств для исполнения этого листа (постановления ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2010 № Ф03-29-64/2010, Северо-Западного округа от 11.10.2006 по делу № А52-1005/2006/2 и № А52-1004/2006/2). При этом судьи отмечают, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах является мерой принуждения, которая может применяться, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств либо средства, полученные от предпринимательской или иной деятельности, но уклоняется от представления в отделение казначейства платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.

Однако в августе 2010 г. «тройка судей» ВАС РФ пришла к иному выводу. В определении о передаче заявления казначейства на рассмотрение в президиум высшие арбитры отметили, что в отношениях по приостановлению расходных операций по лицевым счетам налоговой инспекции «казначейство выступает в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства. В этой сфере действия казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношения должника с третьими лицами». Следовательно, приостановление расходных операций должно вводиться независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 242.3 БК РФ, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абз. 2 п. 8 ст. 242.3 БК РФ (Определение ВАС РФ от 26.08.2010 № ВАС-10247/10). О том, в каком направлении пойдет судебная практика, станет известно после рассмотрения Президиумом ВАС РФ указанного заявления казначейства, назначенного на конец октября 2010 г.

Удар 2: взыскать судебный штраф

В пункте 2 ст. 332 АПК РФ сказано, что за невыполнение перечисленных в исполнительном документе действий на лицо, на которое возложено их совершение, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размерах, установленных в главе 11 АПК РФ: на должностное лицо — 5000 руб., на организацию — 100 000 руб. (п. 1 ст. 119 АПК РФ). Его взыскание не освобождает данное лицо от обязанности выполнить действия, перечисленные в исполнительном листе (в частности, вернуть налог, уплатить проценты или возместить судебные расходы).

Для привлечения налоговой инспекции или ее руководителя к такой ответственности налогоплательщик должен обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист. Вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается в порядке ст. 120 АПК РФ.

Судебная практика сложилась в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 16.03.2009 № КА-А40/1550-08, от 15.04.2008 № КА-А40/2918-08 и от 09.02.2009 № КА-А40/21-09, Северо-Западного округа от 30.07.2008 № А21-336/2007, от 28.07.2008 № А21-335/2007 и от 30.07.2008 по делу № А21-336/2007). Взыскивая судебные штрафы, арбитражные суды (в частности, ФАС Московского и Северо-Западного округов) указывают, что формальное принятие налоговой инспекцией решения о возврате налога без направления в казначейство соответствующего платежного поручения не считается надлежащим исполнением судебного акта.

Удар 3: жалоба в прокуратуру

В случае регулярной задержки налоговой инспекцией возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) налоговиков в прокуратуру, которая в соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 21— 25.1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы может вынести представление об устранении нарушений закона. Данное представление налоговая инспекция должна выполнить в течение одного месяца с даты его вынесения. На практике к этому способу понуждения прибегают очень редко.