Минздрав поделился благими намерениями

| статьи | печать

Законопроект об обязательном страховании ответственности медицинских организаций разработан Минздравсоцразвития России и предложен для обсуждения на осенней сессии Госдумы. Если он будет принят, закон вступит в силу с 1 января 2013 г., то есть в те сроки, когда Минздрав планирует завершить программу модернизации здравоохранения. Предыдущая попытка ввести страхование ответственности медработников была предпринята в феврале 2008 г. и закончилась разгромом предложенного тогда министерством документа на заседании правительства.

Новый законопроект Минздрава предусматривает компенсацию пациентам по двум видам ущерба:

1) инвалидность, в случае наступления которой по вине врачей потерпевшему выплатят от 500 000 до 1,5 млн руб. в зависимости от полученной группы инвалидности (с третьей по первую соответственно с шагом по 500 000 руб.);

2) смерть, за которую родственники пациента получат возмещение в размере 2 млн руб.

Как подчеркнул на прошедшей в Москве пресс-конференции замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин, выплаты будут проходить только в том случае, если специальные независимые комиссии юридически точно установят, что ущерб здоровью был нанесен медицинской организацией. Полис обязательного страхования ответственности медработников будет оплачиваться за счет медорганизаций, а не пациентов, сказал замминистра, одновременно заметив, что новый законопроект впервые вводит в России юридическое понятие «дефект оказания медицинской помощи». Ответственность будут нести не врачи, а медицинское учреждение в целом. Предполагается, что тариф на страхование составит 2% объема оказываемой медицинской помощи. Это немало: в 2010 г. объем оказываемой в России медпомощи, по расчетам Минздрава, достигнет 1,3 трлн руб.

Министерство пишет о выпестованном законопроекте в превосходных степенях: «Это абсолютно новаторский для России нормативный правовой акт, аналога которому в отечественной истории еще не было. Законопроект подготовлен на основе изучения наиболее удачных моделей подобного страхования, выработанных в зарубежной практике».

Независимые комиссии, которым поручат принимать решения по выплатам, будут состоять, по задумке Мин-здрава, из представителей медико-социальной экспертизы и органов государственного надзора в сфере здравоохранения, а также из представителей общественных организаций по защите прав пациентов. Последнее, по словам Ю. Воронина, помешает оказать корпоративной солидарности медиков негативное влияние на решение.

Появившись в открытом доступе 1 сентября 2010 г. (на сайте Минздрава), законопроект успел за две недели собрать богатый урожай критических замечаний. Прежде всего эксперты обрушились на «независимые комиссии». В прямом эфире радио «Вести-FM» президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский заявил: «Независимыми комиссиями называли комиссии, состоящие из чиновников здравоохранения субъекта Федерации, которые, получается, должны были высечь сами себя, и чтобы их учреждения чего-то там дополнительно платили».

Разработчики проекта засомневались. И сейчас вопрос с «независимыми комиссиями» остается открытым. Как сказал А. Саверский, «мне практически удалось убедить руководство Минздрава, что этого делать не надо. Возможно, что на месте этих комиссий возникнет Росздравнадзор, и если страховщик или пациент не будет согласен с решением этого органа, то тогда конфликтная комиссия, с участием, в частности, защитника пациента, действительно будет сформирована».

Следующий вопрос к Минздраву: почему в документе упомянуты только две категории пострадавших — инвалиды и умершие? Допустим, женщина изуродована неудачным вмешательством пластического хирурга (таких случаев в последнее время много). Группу инвалидности она не получит, но ее жизнь будет искалечена. Почему же по предлагаемому законопроекту эта женщина не может даже обращаться за компенсацией?

Сейчас в России не ведется статистика не только гражданских исков к врачам, но и уголовных дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора медработникам. Так что оценить объемы выплат в случае принятия законопроекта объективно невозможно.