Госзакупки на высочайшем уровне

| статьи | печать

На сайте Минэкономразвития появился текст законопроекта, наделяющего Правительство РФ дополнительными полномочиями в сфере регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В частности, правительственным решением можно будет обходить конкурсные процедуры, обеспечивая оперативное заключение контракта с тем подрядчиком, который на высочайшем уровне будет сочтен наиболее уместным.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“» опубликован на сайте Минэкономразвития России. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ) планируется дополнить ст. 55.3 «Особенности размещения заказов по решению Правительства Российской Федерации», призванной наделить правительство более чем существенными полномочиями в сфере регулирования госзакупок.

Предлагается установить возможность определять нормативным актом правительства особенности размещения конкретного заказа, в том числе в части установления требований к товарам (работам, услугам) и возможности отсрочки исполнения контрактов в будущих периодах при заключении контрактов в текущем периоде. В новеллах регламентируется и процедура такого правительственного решения, в частности указанный нормативный акт Правительства РФ рассматривается и одобряется на его заседаниях либо на заседаниях Президиума Правительства РФ.

С учетом степени самостоятельности Президиума Правительства РФ и дискуссионности его заседаний принятие решения об особенностях госзакупок законодательно будет персонифицировано в надежных руках. В этих надежных руках такая новелла, разумеется, никогда не станет поводом для коррупции и иных злоупотреблений. В предлагаемой редакции новой статьи не установлено никаких ограничений на особенности размещения заказа. В частности, ничего не сказано о том, что эти особенности должны соответствовать требованиям Закона № 94-ФЗ о конкурсных процедурах. Данный факт, вероятно, призван подчеркнуть включение новой статьи в главу 6 Закона № 94-ФЗ, которой регламентируются именно случаи внеконкурсного размещения заказа.

Однако на текущий момент в главе 6 Закона № 94-ФЗ все же четко ограничиваются те случаи, когда государственный или муниципальный заказ может быть размещен без соблюдения конкурсных процедур, а именно у единственного поставщика. Новая же статья не содержит и ограничений по случаям, когда правительство может применять волевое решение об особенностях размещения заказа.

Проще говоря, правительство может легально разместить интересный заказ любым удобным ему способом, невзирая на то, что по этому поводу написано в законодательстве, регламентирующем конкурентные процедуры для госзаказа.