1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1082

Новости («Новая бухгалтерия», № 09, 2010 г.)

Налоговые отношения

Федеральный закон от 27.07.2010 № 209-ФЗ

«О внесении изменения в статью 16 Федерального закона „О бухгалтерском учете“»

Закон о бухучете привели в соответствие с гражданским законодательством.

Статья 16 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает обязанность публиковать годовую бухгалтерскую отчетность для ряда организаций, в том числе для акционерных обществ открытого типа. В связи с тем что Гражданским кодексом РФ не предусмотрено создание юридического лица в указанной форме, название «акционерные общества открытого типа» заменено на название «открытые акционерные общества».

Закон вступил в силу с 9 августа 2010 г.

Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н

«Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов таможенного союза и порядка ее заполнения»

Приказом утверждены форма налоговой декларации по косвенным налогам и порядок ее заполнения.

Напомним, что в п. 8 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, прописано, что налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по вышеустановленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором). Таким образом, впервые новая декларация должна быть подана в налоговую инспекцию не позднее 20 августа 2010 г.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.07.2010 № 17974 и вступил в силу начиная с представления налоговой декларации
за июль 2010 г.

Письмо Минфина России от 09.08.2010 № 03-03-06/1/535

Если доплата работнику к отпускным до суммы месячного оклада предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, ее можно учитывать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Основание — п. 25 ст. 255 НК РФ.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-03-05/183

Минфин разъяснил, как учитывать убыток, полученный при реализации амортизируемого имущества.

В подпункте 1 п. 1 ст. 268 НК РФ сказано, что при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Если остаточная стоимость имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения (п. 3 ст. 268 НК РФ). Учет осуществляется следующим образом: полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Пунктом 13 ст. 258 НК РФ установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.

Таким образом, убыток, полученный в связи с тем, что остаточная стоимость реализуемого амортизируемого имущества превышает доход от его реализации, включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сокращенным сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Письмо Минфина России от 04.08.2010 № 03-07-11/341

Если иное не предусмотрено нормами НК РФ, организация-налогоплательщик обязана представлять налоговую декларацию по НДС, даже если у нее отсутствует объект налогообложения.

Такой вывод следует из подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Минфин напомнил, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, и в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 1 и 6 ст. 80 НК РФ).

Декларация по НДС представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Непредставление декларации в установленный срок влечет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/335

При отсутствии счетов-фактур суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у организаций розничной торговли, к вычету не принимаются.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС производятся на основании, в частности, счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6—8 ст. 171 НК РФ.

Указанными пунктами ст. 171 НК РФ предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных расходов. То есть особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретаемых в организациях розничной торговли, нормами НК РФ не предусмотрены.

Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/339

При определении пропорции для расчета сумм НДС по облагаемым и необлагаемым операциям в целях применения вычета не учитываются получаемые налогоплательщиком дивиденды от участия в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ, поскольку не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг).

Правила определения пропорции установлены в п. 4 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат обложению НДС либо освобождаются от обложения этим налогом.

Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.

Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/334

Минфин разъяснил порядок определения налоговой базы по НДС в отношении государственного и муниципального имущества, реализуемого в порядке приватизации.

При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) указанного имущества с учетом НДС (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных данным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Положениями Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи используется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки.

Таким образом, при определении налоговой базы по муниципальному имуществу, реализуемому по выкупной цене, равной рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что в эту стоимость уже включен НДС.

Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/336

Финансисты рассказали о порядке принятия к вычету НДС, указанного в счетах-фактурах по товарам, приобретаемым в рамках договоров, обязательство в которых выражено в условных единицах, а расчеты производятся в рублях.

В такой ситуации право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур, в том числе оформленных в условных денежных единицах. Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу, действующему на дату принятия на учет товаров (работ, услуг).

Аргументируя свою позицию, Минфин сослался на п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов

Письмо Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-11/329

Денежные средства, ошибочно поступившие на расчетный счет организации, в налоговую базу по НДС не включаются.

При исчислении НДС налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Увеличение налоговой базы на суммы, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), главой 21 НК РФ не предусмотрено.

Письмо Минфина России от 02.08.2010 № 03-03-06/1/505

Минфин разъяснил порядок учета затрат на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

В статьях 20 и 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» оговорено, что подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции.

Положениями подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Таким образом, затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом № 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С учетом п. 1 ст. 272 НК РФ указанные расходы включаются в состав расходов равномерно в течение срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия.

Письмо Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/467

Организация может учитывать затраты на средства одноразовой санитарной одежды (бахил, тапочек, фартуков, перчаток) при условии, что использование такой одежды предусмотрено стандартом ОСТ 10 286-2001 «Санитарная одежда для работников АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации», утвержденным 4 декабря 2001 г.

Согласно п. 4.5 ОСТ 10 286-2001 санитарная одежда должна быть изготовлена из тканей, выдерживающих многократную стирку и обезвреживание, или материалов одноразового применения.

Санитарную одежду, применение которой работниками организации предусмотрено указанным стандартом, в целях налогообложения прибыли следует рассматривать как специальную одежду.

Затраты на приобретение спецодежды относятся к материальным расходам (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Письмо Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468

В целях исчисления налога на прибыль начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих средств с учета.

Финансисты напомнили, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Письмо Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/473

Минфин разъяснил порядок отражения доходов и расходов при прохождении работником воинской службы.

Работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним должности на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).

При призыве сотрудника на военные сборы организация выплачивает ему средний заработок, возмещает расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333). При этом понесенные организацией расходы компенсируются из бюджета.

Минфин России указал, что полученные из федерального бюджета субсидии на компенсацию расходов, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», учитываются в составе доходов, а начисленный работникам средний заработок — в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

Письмо ФНС России от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848

«О порядке признания в целях исчисления налога на прибыль расходов на ГСМ»

ФНС России напомнила, что затраты на ГСМ принимаются для целей налогообложения прибыли на основании показателей счетчика спидометра.

Показатели спидометра используются для определения (подтверждения) пробега автомобиля, который по совокупности с данными о потреблении топлива напрямую определяет расчетную величину израсходованного топлива. Стоимость топлива, использованного в отчетном периоде для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если показания спидометра в конкретном периоде времени не могут достоверно отражать фактический пробег автомобиля (спидометр сломался), данное обстоятельство должно быть документально оформлено и отражено в поле «показания спидометра» формы путевых листов. Факты начала использования приборов после их ремонта также требуют документирования с отражением начального значения показателя спидометра.

Письмо ФНС России от 13.07.2010 № ШС-37-3/6575@

«О порядке контроля уплаты страховых взносов»

Налоговая служба разъяснила порядок контроля за страховыми взносами, на которые «упрощенцы» и плательщики ЕНВД могут уменьшать налог.

С отменой ЕСН и переходом на уплату страховых взносов функция по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды исключена из компетенции налоговых органов.

В связи с этим ФНС России решила предупредить налогоплательщиков о возможных незаконных истребованиях дополнительных документов, подтверждающих уплату страховых взносов, со стороны инспекций. Налоговики напоминают, что при получении налоговых деклараций инспекторы не вправе требовать от налогоплательщиков представления документов, не предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ, и тем более отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Контролировать вычет страховых взносов из налогооблагаемой базы по ЕНВД и налогу, уплачиваемому при УСН, налоговые органы могут через механизм камеральной и налоговой проверок.

Государственное регулирование

Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 550

«О внесении изменения в пункт 5 Правил досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом „О естественных монополиях“»

К заявлению о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) естественных монополий, которое подается в ФСТ России, помимо документов, перечисленных в п. 5 Правил досудебного рассмотрения споров (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669), нужно прикладывать копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины за принятие решения в досудебном порядке.

Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 548

«О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации»

Не подлезжат обязательной сертификации реакторы ядерные и оборудование атомных электростанций, теплообменное оборудование (парогенераторы, конденсаторы, испарители), газоочистные и вентиляционные фильтры, изделия и оборудование для фильтрации и очистки жидких сред.

Приказ Роспотребнадзора от 20.07.2010 № 290

«О государственной регистрации продукции территориальными органами»

Территориальным органам Роспотребнадзора переданы функции по госрегистрации минеральной воды столовой, питьевой воды бутилированной, за исключением воды, предназначенной для питания детей раннего возраста; алкогольной продукции, включая слабоалкогольные напитки и пиво; тонизирующих напитков; косметической продукции, за исключением специальной косметической продукции (средства для загара без солнца, для отбеливания кожи, для нанесения рисунков на кожу без инъекционного воздействия), косметической продукции для интимных органов, средств по уходу за волосами красящих (кроме оттеночных шампуней), средств для химической завивки волос; товаров бытовой химии; изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования); предметов личной гигиены для детей и взрослых, предметов детского обихода до трех лет, посуды и изделий, используемых для питания детей, предметов по гигиеническому уходу за ребенком, одежды для детей (первый слой); продуктов детского питания для детей дошкольного и школьного возраста (с трех до 14 лет); красок, лаков, мастик, грунтовок, шпатлевок, замазок, эмалей.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2010 № 17943 и вступил в силу с 10 августа 2010 г. С вступлением в силу данного приказа приказы Роспотребнадзора от 21.03.2005 № 363 «О государственной регистрации продукции, веществ, препаратов территориальными управлениями Роспотребнадзора», от 26.02.2006 № 35 «О государственной регистрации пищевых добавок территориальными органами Роспотребнадзора» и от 05.10.2006 № 330 «О государственной регистрации диетической продукции (хлеб и хлебобулочные изделия диетические и диабетические) территориальными органами Роспотребнадзора» признаны утратившими силу.

Приказ ФМС России от 28.07.2010 № 147

«О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 июля 2010 г., утверждены формы:

— ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста;

— уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории РФ;

— уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы;

— уведомления об исполнении работодателями обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину — высококвалифицированному специалисту;

— уведомления о предоставлении иностранному гражданину — высококвалифицированному специалисту отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

— уведомления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы;

— уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы;

— уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином — высококвалифицированным специалистом.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2010 № 18010.

Приказ Минсельхоза России от 21.07.2010 № 256

«Об определении предельных уровней максимальных цен на фуражное зерно урожая 2008 года при проведении государственных товарных интервенций в 2010 году»

Предельный уровень максимальных цен на зерно, согласованный с ФСТ России, при достижении которых в 2010 г. проводятся государственные товарные интервенции в отношении зерна интервенционного фонда урожая 2008 г., составляет:

— на пшеницу мягкую 5-го класса — 4550 руб. за тонну с учетом НДС;

— на ячмень фуражный — 4200 руб. за тонну с учетом НДС.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2010 № 18002 и вступил в силу с 15 августа 2010 г.

Приказ Минсельхоза России от 15.07.2010 № 249

«Об определении предельных уровней максимальных цен на зерно при проведении государственных товарных интервенций в 2010 году»

Предельный уровень максимальных цен на зерно, согласованный с ФСТ России, при достижении которых в 2010 г. проводятся государственные товарные интервенции в отношении зерна интервенционного фонда, закупленного при проведении государственных закупочных интервенций в 2005—2006 гг., составляет:

— на пшеницу мягкую продовольственную 3-го класса — 3410 руб. за тонну с учетом НДС;

— на пшеницу мягкую продовольственную 4-го класса — 2650 руб. за тонну с учетом НДС.

Документ зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2010 № 18001 и вступил в силу с 15 августа 2010 г.

Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 № 12-3/10/2-6752

«О восстановлении трудовых книжек, утраченных в результате стихийных природных пожаров»

Минздравсоцразвития России разъяснило порядок выдачи и оформления дубликатов трудовых книжек гражданам, утратившим трудовые книжки в результате природных пожаров.

Лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об утрате работодателю по последнему месту работы. Работодатель должен выдать работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления (Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В случае массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате пожаров трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Комиссия на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка) устанавливает факт работы, сведений о профессии (должности). В случае отсутствия таких документов факт работы устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе. По результатам работы комиссии составляется акт, на основании которого работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки.