Не нефтью единой

| статьи | печать

Столица нефтегазового края Тюмень вновь заняла первое место в общероссийском рейтинге, на этот раз в рейтинге эффективности государственного управления по итогам 2009 г. Причем на верхнюю ступеньку рейтинга ей удалось подняться во многом благодаря усилиям власти, нацеленным на развитие малого бизнеса. Замыкает перечень субъектов Федерации, ранжированных по качеству работы чиновников, Калмыкия, в которой при низком уровне зарплаты почти половина бюджетных денег, предназначенных на образование, расходуется впустую.

Эффективность работы органов власти в регионах оценивалась по ряду показателей, отражающих ситуацию в субъектах Федерации в сфере экономики и государственного управления, здравоохранения и здоровья населения, образования, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Рейтинг эффективности власти в регионах был составлен с учетом независимой экспертизы результатов и одобрен рабочей группой, в которую вошли представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минэкономразвития, Росстата, Министерства финансов России, а также члены экспертного сообщества.

Самыми эффективными по результатам прошлого года были признаны чиновники Тюменской области. Здесь высока среднесписочная численность работников малых и средних предприятий — 30%. Для сравнения: в целом по стране этот показатель составляет немногим более четверти от числа всех работающих граждан. В регионе практически отсутствуют неэффективные расходы в сфере государственного управления. Налицо высокая доля местных жителей, позитивно оценивающих работу местной администрации (42%).

Вторым по уровню эффективности государственного управления признан Пермский край, в котором неэффективные расходы в сфере образования (10%) в два раза ниже среднего показателя по России. Более половины (66%) учреждений здравоохранения и 85% учреждений образования переведены на новую систему оплаты труда. Все муниципальные образования предоставляют льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в денежной форме.

На третье место в рейтинге вышла Московская область во многом благодаря высокой доле среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (32%) и отсутствию незавершенного строительства. Преобладающая часть (86%) учреждений здравоохранения переведена на новую систему оплаты труда. Все муниципальные образования также предоставляют льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.

Четвертую ступеньку в рейтинге занял Краснодарский край, где численность работников малых и средних предприятий превысила 25% и отсутствует задолженность бюджета по исполнению обязательств перед гражданами. Подавляющая часть (90%) учреждений здравоохранения переведена на новую систему оплаты труда.

На пятой позиции расположилась Калининградская область, в которой в два раза ниже среднего по стране уровня доля неэффективных расходов в сфере образования (9%) и ЖКХ (5%), отсутствует задолженность бюджета по исполнению обязательств перед гражданами. Расходы бюджетов на увеличение стоимости основных средств находятся на уровне 29%, и 87% учреждений здравоохранения переведены на новую систему оплаты труда.

Группу аутсайдеров возглавляет Республика Калмыкия. Здесь высока доля неэффективных расходов в здраво­охранении (13%), образовании (40%), государственном управлении (2,1%). Объем не завершенного в установленные сроки строительства составляет 148%, показатель младенческой смертности равняется 13 случаям на 1000 родившихся живыми. Реформирование отраслей здравоохранения и образования в регионе просто не проводится.

Еще один отстающий субъект Федерации — Архангельская область. Тут высока доля неэффективных расходов во всех сферах, особенно в ЖКХ (30%). Объем не завершенного в установленные сроки строительства составляет 240%, а коэффициент доступности жилья равняется семи годам. Реформирование отрасли здравоохранения в регионе также не проводится.

В Костромской области, тоже вошедшей в группу аутсайдеров, высока доля неэффективных расходов в сфере здравоохранения (13%). Младенческая смертность составляет 10,4 случая на 1000 человек, родившихся живыми. Ввод жилья равняется 0,26 кв. м на человека в год.

Рязанская область попала в число регионов со слабой системой управления из-за высокой доли неэффективных расходов в сфере здравоохранения (13%) и образования (31%).

Смоленскую область потянула вниз рейтинга качества управления высокая доля неэффективных расходов в сфере здравоохранения (14%) и образования (36%). В области нет учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС, применяющих стандарты медицинской помощи.

В целом, не отрицая полезность оценки работы органов власти в регионах, отметим, что ряд показателей вызывает определенные сомнения. Так, доля граждан, позитивно оценивающих деятельность власти, в среднем по стране составляла в прошлом году 44,9%. А доля россиян, удовлетворенных работой чиновников в сфере ЖКХ, равнялась всего лишь 20,8%, в сфере здравоохранения — 34,7%. Но это скорее задача для экспертов, которые будут составлять следующие рейтинги эффективности власти.

Уровень ценовой доступности жилья

Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек) по итогам 2009 г. в среднем по Российской Федерации улучшился на 17% и составил 4,5 года (2008 г. — 5,4 года, 2007 г. — 5,7 года).

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, в 2009 г. увеличилась до 20,5% (2008 г. — 19%), что обусловлено реализацией мер государственной поддержки, направленных на стабилизацию ситуации в жилищном строительстве и ипотечном жилищном кредитовании и снижение цен на рынке жилья при росте процентных ставок по ипотечным кредитам.