1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1085

Жалуемся на таможню

ФТС России в письме от 29.06.2010 № 01-11/31888 «О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела» разъяснила, куда нести жалобу, если вы не согласны с действиями таможни, и кто и как будет ее рассматривать.

Все Методические рекомендации основаны на главе 7 Таможенного кодекса РФ. Правомерно ли это в условиях вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза?

Единого порядка обжалования действий таможни в рамках союза нет. Согласно ст. 9 ТК ТС обжалование действий таможенных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена союза, действия таможенного органа которого обжалуются. Поэтому все разъяснения ФТС России могут применяться и сейчас.

Куда нести жалобу?

В тот таможенный орган, чьи действия обжалуются, или в любой вышестоящий.

Получив жалобу, он сам решит, направить ее выше или принять к собственному производству.

Нередко участники ВЭД стремятся подать жалобу сразу в ФТС России. Однако теперь это может и не получиться. Согласно п. 16 Методических рекомендаций в случае поступления в ФТС России жалобы на действия таможенного поста в целях оптимизации сроков рассмотрения жалобы и исходя из содержания жалобы может быть принято решение о направлении ее для рассмотрения по принадлежности в любой из двух нижестоящих таможенных органов — в региональное таможенное управление либо в таможню.

Срок обжалования

Согласно ст. 48 Таможенного кодекса РФ жалоба должна быть подана в течение трех месяцев со дня, когда участнику ВЭД стало известно о нарушении его прав либо когда он получил обжалуемое решение. Как исчисляется этот срок?

Согласно п. 20 Методических рекомендаций жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение или действие которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня этого срока. При этом, если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если направляется почтой, датой отправки считается дата, указанная на штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае же направления жалобы посредством экспресс-перевозчиков датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.

Если же у таможни отсутствует информация о дате получения участником ВЭД обжалуемого решения, то предписано исходить из того, что оно было получено им в течение сроков, установленных для пересылки и доставки письменной корреспонденции в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160.

Оформление

В соответствии с п. 1 ст. 50 Таможенного кодекса РФ жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней. Подписанной считается жалоба, под текстом которой проставлена оригинальная собственноручная подпись. Отсюда ФТС России в своих Методических рекомендациях пришла к выводу, что жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании. А значит, в ее рассмотрении будет отказано независимо от того, есть в ней ссылка на отправку ее почтой или нет.

Дополнительные документы

Таможня может затребовать дополнительные документы, продлевая при этом срок рассмотрения жалобы.

Согласно п. 41 Методических рекомендаций она вправе запросить документы при одновременном соблюдении следующих условий:

  • лицо, обратившееся с жалобой, ссылается на них как на подтверждающие обстоятельства, указанные в жалобе;
  • их представление имеет существенное значение для рассмотрения жалобы, и принятие без них решения по жалобе невозможно или затруднительно;
  • указанные документы отсутствуют в таможенном органе, действие которого обжалуется.


При этом запрещается запрашивать документы:

  • с целью определения предмета обжалования;
  • подтверждающие полномочия лица, обратившегося с жалобой;
  • подтверждающие соблюдение срока обжалования либо уважительность причин его пропуска.


Не стоит думать, что это ограничение направлено на защиту прав участников ВЭД. Просто при отсутствии указанных сведений таможня обязана отказать в рассмотрении жалобы без запроса каких-либо документов.