1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1201

Госпомощь выгоднее страхования

По состоянию на 22 июля 2010 г. в 23 регионах Российской Федерации Министерством сельского хозяйства объявлена чрезвычайная ситуация. Гибель сельскохозяйственных культур уже произошла на площади в 10 млн га. Ущерб в рублях еще предстоит подсчитать. Но уже ясно, что компенсировать его будут не страховые компании, а казна за счет денег российских налогоплательщиков.

Сельчане не страхуют свои риски. Относительно неплохо дело обстоит в Татарстане, где застраховано 45% посевов. А вот в Тамбовской области от потери урожая были застрахованы только 10% угодий, в 17 из других попавших в «чрезвычайный» список регионах застраховано от 10 до 20% посевов. Лишь 20% хозяйств покупают полисы в среднем по РФ.

Агропромышленники верят не в страхование, а в государственную помощь. И эта вера оправдывается. Правительство уже заявило, что пострадавшие от небывалой жары районы ждет беспроцентный кредит на закупку зерна из интервенционного фонда (интервенции начнутся после 4 августа). Также агропроизводителей ждет освобождение от всех видов налоговых платежей, снижение тарифов на дизельное топливо, пролонгации взятых кредитов на срок до пяти лет, специальные трехлетние кредиты под ставку до 2% на закупку кормов и т.п. Из региональных фондов местным сельхозпроизводителям уже роздано 7 млрд руб.

Государственная помощь пострадавшим регионам предоставляет возможность для последних не только покрывать убытки, но и попробовать заработать на засухе. Тот же двухпроцентный кредит при минимальной сноровке можно оперативно перепродать раз в десять дороже. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник приводит в пример Самарскую область, которая заявила об ущербе в 7 млрд руб., документы прислала на 2,6 млрд руб., а экспертиза подтвердила ущерб только на 1,7 млрд руб.

Господдержка оказывается выгодней и надежней страхования. Страховщики, по мнению фермеров, вообще стараются не платить. Особенно это касается мелких страховых компаний, чьи полисы фактически являются фиктивными и часто служат для «распила» выделенной из госбюджета дотации на агрострахование (между страховщиком и страхователем). А в законе отсутствует четкое определение засухи, в результате чего страховщики получают возможность списать потери от зноя на форс-мажорные обстоятельства. Даже если выплаты произойдут, то по убытку, понесенному летом, аграрии получат страховую компенсацию ближе к декабрю, в то время как деньги нужны к осенней посевной. «Страховые полисы все липовые, их оформляют для банков, чтобы получить кредит под урожай», — говорят сельхозпроизводители.

Представители страховых компаний отмечают, что нынешняя модель агрострахования нуждается в доработке. Сейчас при страховании с господдержкой договор страхования должен быть заключен до окончания сева сельскохозяйственных культур и страховка должна быть полностью оплачена без отсрочек. Свою половину взноса за страхование государство возмещает производителю после посевной. Однако, говорят эксперты, приоритетными для них в это время являются закупки семян, удобрений, химикатов и т.п.