1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Хоть умри, но решить проблему надо!

Низкая продолжительность жизни, высокая смертность, прежде всего в трудоспособном возрасте, падение уровня рождаемости и старение населения — печальный итог реформ. Хотели как лучше? Вот и получили… Темпы и качество экономического роста упали.

Нет нужды доказывать, что сохранение такой тенденции приведет к нехватке рабочей силы, снижению производительности труда; падению уровня доходов и ограничению роста потребительского спроса.

Ситуацию надо исправлять комплексно, сочетая три главных пути решения проблемы: снижение смертности населения; проведение эффективной миграционной политики; повышение рождаемости. Об этом говорили участники «круглого стола» «Демографический фактор развития российской экономики», организованного ТПП России и Координационным советом объединений работодателей России.

Высокая смертность

В настоящее время в России нет комплексных программ, направленных на снижение смертности и инвалидности населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте. Старение происходит не за счет роста продолжительности и качества жизни, а в связи с высокой смертностью и низкой рождаемостью. По словам Николая Герасименко, заместителя председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья, это привело к сокращению численности с 148,5 млн человек в 1992 году до 142,7 млн в 2005-м.

Самые серьезные геополитические последствия для России связаны с резким снижением населения Сибири и Дальнего Востока, обладающих пятой частью мировых ресурсов, при росте населения Китая.

Кроме того, негативные демографические процессы, приводят к увеличению нагрузки на трудоспособную часть населения, усиливают давление на систему здравоохранения и социального обеспечения.

Предложения

Разработать комплексную программу, направленную на снижение смертности населения.

Разработать механизмы, повышающие мотивацию работодателей к созданию безопасных условий труда. Совершенствовать системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, проводить мероприятия по профилактике и борьбе с алкоголизмом и наркоманией, другими заболеваниями социального характера.

Дожили!

Смертность в России — самая высокая в Европе. Начиная с 1993 года она составляет 16,1 человека на 1000 жителей. В Европе, Америке и Азии этот показатель не превышает 8—10 человек на 1000. Такой же она была в России до 1990-х годов. Более 30% россиян умирает в трудоспособном возрасте.

Миграция

В стране нездоровая миграционная ситуация из-за несоответствия российского миграционного и трудового законодательств потребностям современного рынка труда.

Проводимая миграционная политика ведется с перекосами, считает Михаил Шмаков, председатель ФНПР. В страну не приглашаются легальные мигранты с необходимой для российской экономики квалификацией, зато широко используется труд нелегальных мигрантов. В итоге рынок деформируется, цена труда падает, сохраняется масштабная теневая занятость, которая сопровождается ростом преступности, снижением уровня социальной защиты, увеличением расходов социальной сферы (по разным оценкам, число «нелегалов» достигает 10—12 млн).

Более того, по мнению М. Шмакова, сегодня в стране отсутствует авторитетный государственный орган, который занимался бы только проблемами трудовых отношений, и орган, который целенаправленно занимался бы только проблемами охраны здоровья граждан. Он предложил восстановить существовавшие ранее Минтруд и Минздравоохранения. Ряд участников заседания поддержали эту идею.

С 1993 по 1998 год миграция играла существенную роль в замещении естественной убыли населения, считает Н. Герасименко. Она покрывала ее на 60—80%. Резкое снижение притока рабочей силы началось с 1999 года (29,3%) и продолжает сокращаться. В прошлом году миграция «восполнила» только 12,7% естественной убыли.

Сегодня миграционный поток в Россию ниже в 6 раз, чем в 1994 году. Более того, по мнению Давида Якобашвили, руководителя Комиссии РСПП

по социальной политике и демографии, Россия скатывается к нулевому притоку. В то же время Евросоюз и США планируют привлекать по 1 миллиону в год. На мировом рынке труда идет конкуренция за каждого квалифицированного специалиста, говорит Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. Мы же через 10 лет будем иметь незначительное трудовое население. При этом, какая у нас будет экономика, такого и мигранта мы сможем привлечь и удержать.

Ситуация усугубляется и тем, что начиная с 1992 года Россию покинуло 3,4 млн человек. В основном это квалифицированные молодые специалисты, пополнившие экономически активное население и интеллектуальный потенциал других стран, в том числе Казахстана и Белоруссии.

Предложения

Разработать прогноз потребностей в иностранной рабочей силе. Оптимизировать порядок оформления разрешительных документов для иностранных работников, делегировав эту обязанность государственным институтам.

Определить региональные приоритеты по привлечению иностранных работников.

Предусмотреть законодательное регулирование возможности найма работодателями так называемых заемных работников на строго ограниченный срок.

Рост рождаемости

Выделяемые для стимулирования рождаемости в ближайшей перспективе средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, можно сказать, беспрецедентно высоки. Вместе с тем, считает Евгений Юрьев, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», решение проблемы все равно недофинансируется по сравнению с европейскими странами. Более того, только материальный фактор, используемый без иных мер, не сможет стабилизировать уровень рождаемости.

Также надо иметь в виду, что практически все реформы, проводимые в социальной сфере, ставили перед собой задачи повышения доступности и качества медицинских услуг, образования, социального обеспечения и прочее. Тем самым предполагали в качестве одной из целей улучшение демографической ситуации. На практике же ни договоренности не соблюдались, ни механизмы, применяемые для реализации декларируемых целей, не решали поставленные задачи.

Предложения

Реформировать систему обязательного социального страхования. В целях расширения благотворительных и социальных корпоративных программ целесообразно сформировать механизм их стимулирования.

Сумма:
%